Тела 6 человек так и не нашли: 40 лет трагедии с подводной лодкой ТОФ

Подводная лодка С-178 столкнулась с выходившим из порта Владивостока судном «Рефрижератор-13»

f39cb96f1792f476e04d503c9c9bcdcee3ac1c74.jpeg

Дизельная подводная лодка С-178 под командованием капитана III ранга Валерия Маранго 40 лет назад, 21 октября 1981 года, столкнулась с выходившим из порта Владивостока судном «Рефрижератор-13», сообщает РИА VladNews.

«Сергей Кубынин успел отметить находившихся в подчинении матросов и старшин. Это было в задраенном отсеке, когда поврежденная лодка лежала на грунте. У старпома в сейфе находись значки за профессиональную классность. Офицер вручил их всем находившимся рядом с ним подводникам».

Подлодка 613-го проекта входила в состав 4-й бригады подводных лодок Приморской флотилии разнородных сил; она возвращалась из района боевой подготовки к месту базирования в бухту Малый Улисс. Судно двигалось в надводном крейсерском положении со скоростью девять узлов в сторону пролива Босфор-Восточный.

Ранее оперативный дежурный дал теплоходу «Рефрижератор-13» разрешение на выход из бухты в открытое море, но эта информация не была своевременно передана экипажу С-178. Старший помощник капитана теплохода, стремясь быстрее покинуть бухту, самостоятельно сменил курс, и оказался на том же полигоне Тихоокеанского флота, куда вошла С-178. 21 октября команда отмечала день рождения старшего помощника капитана Виталия Курдюкова…

Преступная халатность

В 19.30 вахтенные матросы теплохода заметили огни встречного судна, которое они приняли за рыболовецкий траулер, но проигнорировали их. 

Одновременно с этим на С-178 было получено сообщение на экране радара об отметке цели. Акустик доложил об обнаружении встречного судна, но на его заявление странным образом никто не отреагировал. 

Согласно правилам плавания в порту Владивостока, «Рефрижератор-13» обязан был уступить дорогу подлодке, но старпом гражданского судна, находившийся на мостике и управлявший им, по неизвестным причинам этого также не сделал. Несмотря на ясную погоду и хорошую видимость, само судно не было освещено и на лодке его заметили слишком поздно. Командир успел только отдать приказ: «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно». Чтобы полностью разминуться, не хватило нескольких минут.
В 19.37 по местному времени в 11,4 кабельтова (более двух километров) к юго-востоку от острова Скрыплева в заливе Петра Великого случилась трагедия.

«Рефрижиратор-13» следовал со скоростью восемь миль в час и протаранил С-178 в левый борт в районе шестого отсека. Из-за удара возник динамический крен в 70 градусов на правый борт. Находившиеся на мостике и в ограждении рубки 11 человек вылетели в холодную воду. То, что удалось слегка отвернуть от заданного курса, спасло лодку от взрыва – в первом отсеке, на который изначально был нацелен теплоход, находились две снаряженные боевые торпеды.

Через образовавшуюся в прочном корпусе пробоину размером 2 на 1,5 метра отсек был затоплен в течение 15-20 секунд. Через 40 секунд подлодка С-178, приняв в прочный корпус около 130 тонн забортной воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине чуть более 30 метров. В четвертом, пятом и шестом отсеках всего за полторы минуты погибло 18 человек.

Через 20 минут на борт гражданского судна были подняты из воды семь человек, в том числе командир корабля, капитан III ранга Валерий Маранго. Четыре человека погибли от переохлаждения. Тела двух выпавших в море тихоокеанцев так и не были обнаружены.

Героев предпочли не заметить

Необходимо отметить, что из 59 находящихся на подводной лодке моряков в живых осталось 27 человек. Из них 20 были спасены благодаря мужеству и умелым действиям в чрезвычайных обстоятельствах старшего помощника командира, капитан-лейтенанта Сергея Кубынина и командира электромеханической боевой части, капитан-лейтенанта Валерия Зыбина. Они были представлены к высоким правительственным наградам, но дальше военного ведомства документы не пошли.

Это удивительно и обидно за проявивших себя самоотверженно и профессионально офицеров.

Кстати, Кубынин успел отметить находившихся в подчинении матросов и старшин. Лодка в это время лежала на грунте. У старпома в сейфе находись значки за профессиональную классность. Офицер вручил их всем находившимся рядом с ним подводникам, что в тяжелейшей ситуации придало уверенности тихоокеанцам.

Операция по спасению людей из затонувшей подлодки началась 22 октября в 8.25 утра и завершилась 23 октября в 21.30. В результате было спасено 20 человек.

С-178 отбуксировали в бухту Патрокл и положили на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. Её восстановление было признано нецелесообразным.

Виновные в трагедии понесли суровое наказание. Однако, вместе с гражданскими под раздачу попало несколько офицеров ТОФ. Незаслуженно.

Из 32 погибших, тела 6 человек не нашли в морской пучине, 10 человек были захоронены по месту жительства родственников, 16 захоронены в братской могиле на Морском кладбище Владивостока 5 ноября 1981 года.

Вечная память…

Фото: Алексей Воронин, Газета "Владивосток"

В первую годовщину со дня катастрофы С-178 на братской могиле был сооружен мемориал погибшим подводникам. Проект памятника разработан в 49-м Центральном проектном институте МО РФ (Ленинград). Автор проекта памятника – В.П. Самойленко, автор мемориального ансамбля – архитектор К.Г. Серебряков (Владивосток). Вот имена подводников, для которых поход стал последним:

– Капитан II ранга Каравеков В.Я.
– Старший лейтенант Соколов А.А.
– Мичман Лысенко В.А.
– Курсант Лискович А.В.
– Старшина 2-й статьи Ананин Д.С.
– Старшина 2-й статьи Астафьев А.В.
– Старшина 2-й статьи Емельянов В.П.
– Старшина 2-й статьи Смирнов В.С.
– Старшина 2-й статьи Соколов И.И.
– Старший матрос Адьятулин Е.Н.
– Старший матрос Демишев С.А.
– Старший матрос Пашнев О.В.
– Старший матрос Сергеев С.М.
– Старший матрос Тухватулин В.С.
– Старший матрос Хафизов С.В.
– Матрос Аристов В.А.
– Матрос Балаев А.С.
– Матрос Ендюков В.А.
– Матрос Журилкин А.В.
– Матрос Иванов Г.А.
– Матрос Киреев П.Ф.
– Матрос Киреев Ш.Р.
– Матрос Коснырев В.В.
– Матрос Костылев В.А.
– Матрос Ларин Н.А.
– Матрос Леныпин В.Н.
– Матрос Медведев И.И.
– Матрос Плюснин А.М.
– Матрос Рябцев А.А.
– Матрос Степкин А.Н.
– Матрос Шомин В.А.
– Матрос Юрин О.Г.

Вечная им память.

Справка «В»:

Подлодка была заложена 12 декабря 1953 года на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» в городе Горьком (сейчас это Нижний Новгород), спущена на воду 10 апреля 1954 года. Через полтора года совершила переход по Северному морскому пути. В 1965 году была модернизирована под более современный проект 613В. Благодаря этому автономность увеличилась в полтора раза – до 45 суток. ПЛ несла на борту 12 торпед в четырёх носовых и двух кормовых торпедных аппаратах 533 мм. Скорость в подводном положении достигала 12 узлов с глубиной погружения до 180 метров. Экипаж – 52 человека. За свою службу в составе Тихоокеанского флота лодка прошла 163 692 мили за 30 750 ходовых часов.

Николай КУТЕНКИХ, действительный член исполкома Приморского отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооружённых сил РФ 

Вячеслав ОСТРОВСКИЙ, капитан I ранга в отставке

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
a5a0743a7f5395778b48307d99635fb9d126ef8d.jpeg

Первый пошел: новые троллейбусы будут курсировать по Владивостоку

Модель разработали специально для столицы Приморья

7c1bc96f1616908764082f85754a413b7383492f.jpeg

Светомузыкальный фонтан заработал на центральной площади Владивостока

Каждый вечер будет проходить музыкальное шоу

09578d6b0aa1c7a8727004821d716593743da497.png

Бдительная пенсионерка из Приморья не поверила мошенникам

Сразу несколько человек пытались развести гражданку