Михаил Идов: все больше музыкантов презирают копирайт

Писатель и музжурналист, приехавший во Владивосток на фестиваль V-Rox, рассказал о нелегком житье-бытье своего друга-рэпера Oxxxymiron'а (а заодно и музыкальной индустрии в целом).

1409364384_idov2.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Русско-американский писатель, журналист и сценарист Михаил Идов на владивостокской презентации своей новой книги «Чёс» рассказал о том, как совместить музыку с литературой, нужно ли бороться с пиратством и какую роль сегодня выполняют музыкальные критики.

- Повесть «Чёс» основана на моих попытках стать музыкантом. Где-то с 2003 по 2008 год все, что я делал, - это занимался музыкой. У меня было несколько групп: в одной из них я пел, в других играл и сочинял песни. Параллельно я пытался писать о музыке в разные американские издания. Я просто хотел поделиться заметками о том, как выглядит быт музыканта в очень неуспешной группе и как выглядит быт музыканта в журналистике.

- Я думаю, людей, зарабатывающих музжурналистикой, уже почти нет и больше не будет. Я начал всерьез заниматься этим чуть больше 10 лет назад, а ощущение, что прошло лет 200. Потому что и профессия музыкального журналиста, а особенно музыкального критика, и профессия независимого музыканта изменились до абсолютной неузнаваемости.

Когда я начинал играть в одной из своих первых групп, нашей главной целью, как и целью любой независимой группы, было попасть на узнаваемый лейбл. Это, на мой взгляд, сейчас вещь полностью исчезнувшая. Первые полтора-два года после выхода нашего первого альбома мы провели в попытках заинтересовать лейблы. Но, вспоминая, что главной нашей задачей было разослать демо-диски и заставить людей их послушать, я понимаю, что сейчас все намного проще. Сегодня, если уже устоявшиеся группы (такие как, например, Мумий Тролль) продолжают выпускать диски, то это не просто демо, это шикарные коллекционные издания. Полностью поменялась полярность. В 2004 году любой концерт, который группа давала, был рекламой диска, который они выпустили. А 10 лет спустя все полностью поменялось: любой диск – реклама концерта.

Грубо говоря, если раньше источником заработка музыканта считался физический носитель, то сейчас наоборот: физический носитель является средством приглашения на какое-то мероприятие. Как в случае с моей книгой: я ее написал, и меня пригласили во Владивосток.

- Все это отчасти связано с размыванием копирайта с пиратством и другими формами распространения информации. И я полностью поддерживаю уничтожение копирайта в том виде, в каком мы его знаем. Мне кажется, что это устаревшая система, которая обязана претерпеть некоторые изменения в самом ближайшем будущем. Это вам говорит человек, на чью фамилию, забитую в Яндексе, выскакивает «Идов кофемолка скачать» или «чёс скачать». Так что, если вы хотите прочитать одну из моих книг, наберите и качайте из любого нелегального ресурса.

- У меня есть хороший друг Мирон Федоров, который читает рэп под псевдонимом Oxxxymiron. У него идет очень интересная война с Вконтакте. Как только у него выходит новый трек, он сам заливает его во все соцсети и на все пиратские ресурсы. Потому что для него это единственный, а потому лучший способ распространения своего творчества. У него нет менеджера, нет продюсера, при этом в Москве он легко собирает зал на 3-4 тысячи человек благодаря соцсетям. И время от времени ему пишут представители службы поддержки Вконтакте и радостно заявляют, что вычистили все его пиратские записи из соцсети.

Это происходило несколько раз, и он задался вопросом: а что нужно сделать, чтобы отказаться от копирайта на собственные вещи. Он связался с Роскомнадзором и пытался отказаться от своих авторских прав на записи. Как выяснилось, от них невозможно отказаться. И теперь половина жизни Мирона проходит, пока он заливает записи на пиратские ресурсы, а их, якобы беспокоясь о его благосостоянии, вычищают и тем самым лишают музыканта главного источника дохода. Настолько странной стала эта система, и настолько закон не успевает догнать реальное положение дел.

- В музыкальной критике тоже все очень изменилось. В конце 90-х был исторический момент, когда Роберт Кристгау, один из ведущих музыкальных критиков, писал, что впервые ему за неделю пришло больше дисков, чем он мог бы слушать целую неделю без перерывов. Это начало огромного бума в количестве музыкантов, лейблов и жанров. Слушатель не мог послушать все, чтобы выбрать любимую группу. И со временем все больше приживалась идея найти человека, чьи музыкальные вкусы больше всего совпадают с твоими собственными, и слушать его. А все остальное либо просочится само по себе, либо через телевидение или радио, либо вообще не заслуживает внимания. Это и есть тот распад монокультуры, о котором все говорят.

Сейчас могут существовать такие феномены как многомилионные тиражи каких-либо дисков, которые мы никогда не слышали просто потому, что они принадлежат другой субкультуре. Например, какой-нибудь хеви-метал вполне себе жив-здоров и собирает стадионы, при этом нигде в медиапространстве это вообще не отражается.

- Как писать о музыке? Есть знаменитая цитата, которая приписывается всем подряд, она звучит так: «Писать о музыке - все равно что плясать об архитектуре». То есть сам акт применения слов к музыке уже означает, что у вас ничего не получится. Я предпринял парочку попыток описать в «Чёсе» и процесс написания песни, и ее исполнение. Все это вы можете увидеть, как я уже сказал, забив мою фамилию в Яндексе.
Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"

Салон связи во Владивостоке выбросил на улицу анкеты с персональными данными абонентов

Административная комиссия Владивостока обнаружила выброшенные пакеты с анкетами граждан прямо на тротуаре

Гималайский медведь разорил сарай на окраине поселка в Приморье

Медведь-шатун забрел в приморский поселок Ольга