С опытом школ Финляндии познакомилась директор школы Владивостока

Система работы образовательных учреждений Финляндии имеет немало интересных моментов, однако, по мнению Светланы Викторовны, качество нашего образования ничуть не уступает.

1398310098_verstas_saunalahti_1685.640.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Директор владивостокской школы №28, финалист всероссийского конкурса «Директор школы-2013» Светлана Соколова побывала на образовательной стажировке «Европейский образовательный менеджмент: опыт Финляндии». 

В прошлом году директор владивостокской школы №28 Светлана Соколова стала финалисткой всероссийского конкурса «Директор школы-2013». В качестве приза для 10 финалистов была организована образовательная стажировка в Финляндии.

- Стажировка началась в Санкт-Петербурге. В течение нескольких дней мы знакомились с опытом работы школ северной столицы, после чего отправились в Финляндию, - рассказывает Светлана Соколова. – Нам показали, как работает начальная школа, основная и старшая. На мой взгляд, программа начальной школы там слабей, чем в России. Мы посмотрели их учебники: то, что у нас дети проходят в 1-м классе, в Финляндии начинают только в 3-м. В старшей школе в Финляндии дети учатся три года – 10, 11 и 12 класс, после чего поступают в учебное заведение профессионального образования. Кроме того, нас познакомили с работой профессиональных образовательных центров – аналог наших профтехучилищ. Интересно, что в Финляндии целая сеть таких профцентров. Здесь студенты могут получить самое разное образование: цирковое, кулинарное, столярное и пр.

Более всего впечатлило то, что между всеми участниками образовательного процесса - учителями, учениками, родителями, чиновниками - полнейшее доверие. Ярким примером тому служит ЕГЭ. Дети заполняют тесты простыми карандашами. И на вопрос учителей из России, не боится ли там, что учитель подотрет неверный ответ и исправит на верный, чтобы его ученик получил более высокую оценку, был ответ: "А это никому не нужно!". Кроме того, дети сдают экзамены в своей школе и могут это сделать два раза в год – весной и осенью. То есть по своему желанию ребенок может сдать все экзамены, скажем, весной, а может половину сдать осенью, половину через полгода.

Всего школьники Финляндии сдают четыре предмета: финский язык, иностранный язык, предмет из естественных наук (физика, химия, биология) и математику. Что касается математики, по желанию ребенок может заменить ее на шведский язык (второй государственный язык в Финляндии). Финны отмечают, что немало детей с гуманитарным складом ума, поэтому математика для них предмет сложный, и некоторые не видят в нем необходимости.

Интересно, что до 7-го класса в школах Финляндии детям не ставят оценок. Педагоги считают, до этого возраста на детей ни в коем случае нельзя давить, требовать, а нужно лишь помогать учиться и интересоваться науками. А с 7-го класса, когда ребенок уже осознанно подходит к обучению, можно ставить оценки. Такой подход к обучению помогает детям адаптироваться к взрослой жизни и осознанно брать на себя ответственность.

В школах Финляндии нет родительских собраний. Практика такова: учитель делает рассылку по e-mail для родителей, где сообщает, что родители могут записаться на прием к учителю в такое-то время, если у них есть какие-то вопросы. Кто хочет – приходит, у кого нет вопросов, соответственно, нет. Кроме того, здесь существуют ассоциации бабушек и дедушек, которые плотно работают со школами на волонтерских началах. Бабушки, например, ведут кружки по кулинарии и пр. Дедушки помогают учителям начальных классов с малышами. Кстати, в школах Финляндии принято, что у учителя начальных классов есть два помощника.

В каждой школе есть хороший медицинский кабинет, отлично оборудованы кабинеты труда. Девочки, например, учатся не только шить и вязать, но ткать на станках, валять валенки. В более старших классах девочек обучают «клинингу» - какими средствами и как правильно нужно чистить то или иные приборы и поверхности в доме. 

"Вообще в педагогических коллективах очень много молодежи, в том числе, мужчин, что для нас, конечно, непривычно, - продолжаетСветлана Соколова. - Профессия учителя считается в Финляндии одной из самых престижных, востребованных и хорошо оплачиваемых. Аттестацию учителя проходят не в специализированных центрах, как у нас (ПИПКРО), ее проводит директор школы. На основе полученных баллов на собеседовании учитель может претендовать на прибавку к зарплате".

В целом, система обучения в Финляндии ориентирована больше на самостоятельное усвоение материала учеником. Учитель не отрабатывает каждую тему – он лишь выдает материал, а ученик должен его взять и усвоить. Такой подход ориентирован на то, чтобы научить ребенка самостоятельно, осознанно обучаться и решать поставленные задачи.

"Конечно, в финской системе немало интересных моментов. И если их применить в наших, российских школах, то мы от этого только выиграем, - убеждена Светлана Соколова. - В то же время, понаблюдав за процессом образования в Финляндии (а эта страна считается одной из лучших в части образования согласно системе тестирования PISA), я все же считаю, что российское образование по своему качеству ничем не уступает. У нас хорошие сильные программы, профессиональные педагоги, которые отрабатывают с учениками каждую тему, закрепляя материал. Но финский опыт в плане организации учебного процесса, обеспечения, доверия – на мой взгляд, очень интересен, и нам есть чему поучиться".
Другие материалы рубрики "Общество"
c017d5e6b4166c704e84904f599e8f445535d4b7.jpeg

Водителей «школьных автобусов» проверили в Приморье

К административной ответственности привлечены трое водителей, допустивших грубые нарушения ПДД

6fc1600a1420eb2498a1df87d85cac51782042ab.jpeg

Пострадавшим от летнего тайфуна приморцам выделят 635 млн рублей

В регионе было подтоплено более 1,8 тысячи жилых помещений

296cc642662f9b89b57491b57bc657522f2e2511.jpeg

Об аномалиях мая-2024 рассказали приморские синоптики

Температура воздуха и количество осадков ожидаются в пределах нормы