Лестнице в небо дали прочный фундамент

Что подается к стартовому столу космодрома «Восточный»

Стартовое сооружение Слава Степанов.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Не часто наша страна строит космодромы, и потому «Восточный» в истории современной России — уникальный стратегический объект, который, как говорится, создан на века и послужит многим поколениям.

Первый запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а» в апреле 2016 года доказал работоспособность всех систем космодрома. Вопрос, может ли современная Россия справиться с задачами космического масштаба, отпал сам собой: может — если каждый участник процесса будет качественно выполнять возложенные на него обязательства.

То, что спрятано от глаз

Особенно впечатляет вид космодрома с высоты птичьего полета. Архитектурной доминантой здесь служит стартовый комплекс, окруженный множеством более скромных объектов различного назначения. Однако то, что видно глазу, — только вершина айсберга.

Фото: Алексей Дежнев

«Стартовое сооружение, с которого в апреле состоялся первый запуск ракеты, имеет развитую систему подземных коммуникаций и шахт, это целый лабиринт Минотавра, уходящий вглубь на несколько десятков метров, — рассказывает Михаил Амонтов, ведущий инженер отдела МТО и К ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», являющегося заказчиком строительства космодрома. — При этом общая высота стартового сооружения — 60 метров, 30 метров под землей и 30 метров над землей, а толщина стартового полотна — бетонного монолита, с которого взмывает космический корабль, — составляет порядка 9-10 метров.

Меня как инженера, отвечающего за поставку цемента, поражали объемы. Стройматериалы шли сюда целыми эшелонами. Были заказы и по сто вагонов в месяц, и даже больше. Каждый вагон — 72 тонны. В летний период, когда ведется усиленное бетонирование, на объект доставляется порядка десяти тысяч тонн цемента. Чувствуется колоссальность всего проекта. И, конечно, когда в апреле состоялся успешный запуск ракеты, стали видны плоды нашей работы. Наконец-то мы добились своего.

Цемент на старт

Фото: Светлана Санникова

Уникальность космодрома предъявляла и особые параметры к качеству стройматериалов.


«Необходимо было добиться максимальной прочности сооружения, — продолжает рассказ Михаил Амонтов. — Во-первых, объект испытывает колоссальные нагрузки. Проектная прочность бетонных конструкций — 500 килограммов на кубический сантиметр. Во-вторых, колебание температур на данной территории огромно — от плюс 35 в летние месяцы до минус 40 зимой, что, конечно, заставляло строителей трудиться в особых условиях. Не говоря уже о том, что бетонным сооружениям требуется выдерживать температуру горения топлива».

Поэтому все элементы: и арматура, и цемент, и бетон, и кирпич — должны быть проверенного качества. Именно с этих простых материалов начиналось строительство космодрома. Именно они стали фундаментом, на котором вырос огромный высокотехнологичный объект.

По словам экспертов, главным и самым трудоемким сооружением на объекте строительства является стартовый стол. Он целиком вылит из бетона, изготовленного из цемента ОАО «Теплоозерский цементный завод» (предприятие входит в структуру ООО «Востокцемент»).

        

Фото: ФГУП "ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

«На космодром мы поставляли портландцемент м500 бездобавочный и портландцемент класса прочности 42,5 нормально твердеющий, — поясняет Виктор Иванов, управляющий ОАО «Теплоозерский цементный завод». — Почему две марки? Потому что 500-я марка регулируется старым ГОСТом — 10178-85. А с апреля 2015 года наш завод перешел на выпуск цемента по новому ГОСТу — 31108-2003, адаптированному к европейским стандартам.

Свою продукцию завод поставляет с апреля 2012 года. А с 2013 года работа с поставщиками стройматериалов ведется по тендерам».

«Мы работаем строго в рамках федерального закона о госзакупках, — подчеркивает Михаил Амонтов. — Есть достаточно сложный механизм отбора, включающий размещение тендера на электронной площадке, рассмотрение заявок и прочие процедуры. Привлекаются несколько участников. Побеждает тот, кто предложил лучшие условия по цене, качеству, времени доставки, — критериев достаточно. Поэтому компания «Востокцемент» в лице своей сбытовой структуры «ДВ-Цемент», прежде чем стать нашим поставщиком, победила в представленном конкурсе. Надо отметить, что эта победа не стала неожиданностью, потому как на Дальнем Востоке равнозначных конкурентов по цене, логистике и качеству продукции у нее практически нет».

Фото: ФГУП "ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

Контроль качества на каждом этапе

Теплоозерский цемент изготавливается на основе клинкера нормированного состава, что обуславливает низкое содержание алюминатов кальция и определяет его главные потребительские свойства: высокую прочность, морозостойкость, умеренное тепловыделение, полную водостойкость к пресной воде и стойкость к коррозии.

«В выпуске цемента, обладающего такими характеристиками, наше предприятие зарекомендовало себя положительным образом, — отмечает Виктор Иванов. — Мы давно работаем на дальневосточном рынке, из наших стройматериалов возводились Нижне-Бурейская ГЭС, мост через реку Амур, мост на остров Русский. Все эти моменты, как мне кажется, послужили серьезным основанием для строителей космодрома «Восточный» в выборе нашего предприятия».

И, как показал опыт, не зря. Со стороны заказчика за все время сотрудничества претензий по качеству цемента не поступало. Дело в том, что полный цикл производства цемента на заводе позволяет контролировать качество продукции на каждом этапе. Цемент проходит всю производственную цепочку — от карьера до упаковки. На заводе имеется своя лаборатория, которая следит за отбором сырьевых материалов, помолом сырьевой смеси, обжигом клинкера, помолом цемента и отгрузкой.

Качественно и в срок

Как и все объекты такого масштаба, космодром требовал исполнительности от поставщиков. По словам экспертов, «Востокцемент» свои обязанности исполнял и продолжает исполнять своевременно.

«За все четыре года нашего сотрудничества претензий к компании «Востокцемент» по срокам у нас не возникало, — говорит представитель «Дальспецстроя». — Налажено оперативное взаимодействие. Любой вопрос решается в максимально короткий срок. Цемент доставляется на стройку по железной дороге. Были случаи, когда железная дорога из-за ремонта путей не могла обеспечить прохождение вагонов. В таких ситуациях сбытовая структура «Востокцемента» — «ДВ-Цемент» — выручала нас тем, что организовывала доставку стройматериалов автомобильным транспортом. Караваны самосвалов, груженных цементом, шли в Амурскую область с самого Теплого озера без остановки. До того момента, пока железная дорога не открылась».

«Логистика поставок отлажена четко и уже давно, — рассказывает Виктор Иванов. — Даже такие моменты, как ремонт железнодорожных путей, не создавали серьезных проблем. В этих случаях мы или организовывали автодоставку стройматериалов грузовым транспортом с Теплого озера прямиком на космодром, или клиент вывозил продукцию самостоятельно. Дорога в одну сторону составляла порядка 500 километров.
По словам управляющего заводом, «цементная» логистика, организованная в регионе еще в советское время, дает все предпосылки для отгрузки продукции в объеме миллиона тонн и даже выше. Был бы заказ, как говорится.
Сегодня сдвиг произошел в ассортименте. Если в 1980-е годы основной объем отгрузок осуществлялся навалом, то сейчас покупатель больше ориентирован на тару. А именно — на однотонные и полуторатонные мягкие контейнеры (МКРы), которые являются, по сути, универсальной тарой для любых строек».

«Специфика отгрузки серьезно изменилась, — продолжает Виктор Иванов. — Если еще в середине прошлого десятилетия мы отгружали две трети продукции навалом, то сейчас две трети отгружаем в таре. Мягкий контейнер имеет внешнюю оболочку, задача которой — сохранить целостность во время погрузки и разгрузки. А также внутреннюю оболочку, предотвращающую проникновение влаги. Не все стройки сегодня приспособлены для того, чтобы принимать навальный цемент. Для этого необходимо специальное оборудование, герметичные емкости, компрессорные установки для перекачки. Тарированный цемент можно выгрузить на любую площадку, в том числе и открытую, и незамедлительно приступать к строительству».

Фото: ФГУП "ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

Будущее с крепким фундаментом

«Восточный» сегодня — первый и единственный космодром гражданского назначения в России. Несмотря на то, что он ориентирован на решение народнохозяйственных задач, включая программы международного сотрудничества и коммерческие запуски, его технические возможности позволяют в случае необходимости осуществлять запуски и в интересах Министерства обороны.

По словам экспертов, в следующем году планируется еще два запуска ракет класса «Союз 2.1а». В дальнейшем с «Восточного» будут осуществляться по пять и более пусков в год.

Вокруг космодрома будет создан кластер научной, производственной, жилой и туристической инфраструктуры. Сейчас усиленно ведется строительство города Циолковский, комплекса хранения ракетного топлива. Потребности в стройматериалах остаются очень высокими. Как и потребности в компетентных и надежных поставщиках.

«Рабочие места, квалификация сотрудников, зарплаты, инвестиции и объемы строительства — по этим параметрам «Восточный», наверно, крупнейший объект на Дальнем Востоке, — отмечает Михаил Амонтов. — Тут не может быть мелочей. Каждый элемент в строительной цепочке должен работать четко и исправно. Могу сказать, что с компанией «Востокцемент» у нас это однозначно получалось и получается».

Фото: ФГУП "ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»

Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"