Картину основателя русского футуризма Давида Бурлюка выставили во Владивостоке

Увидеть подлинный цветочный натюрморт Давида Бурлюка можно теперь в исторической столовой, на первом этаже гостиницы «Версаль»

IMG_4796к.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Картину из своей личной коллекции подарили исторической столовой «Не рыдай!» собственники гостиницы «Версаль». Они утверждают, что «Цветы в горном пейзаже» художника-футуриста Давида Бурлюка, бывшего в Приморской области в 1919 году, была написана именно во Владивостоке, но искусствоведы готовы поспорить.

«Я вижу, что эта работа относится, всё-таки, к американскому периоду творчества Бурлюка, – отмечает кандидат искусствоведения, ответственный секретарь Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» Ольга Зотова. – Если посмотреть на стилистику его ранних работ, можно заметить гораздо больше геометричных решений в духе футуристического стиля, здесь же – вполне фигуративные вещи, лирический натюрморт». 
 

Давид Бурлюк – отец русского футуризма, собрат Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова, поэт и художник, он сыграл заметную роль в развитии авангардистского движения России. В 1919 году Бурлюк прибыл во Владивосток, желая быстро отправиться за рубеж, но, что называется, «застрял», потому что заболел тифом.

Устроившись с женой Марусей в домике на склоне сопки Буссе (ныне – ул. Шилкинская), один из авторов «Пощёчины общественному вкусу» вёл активную творческую деятельность: писал, продавал картины, устраивал выставки, сочинял манифесты.

Носок на холст

«Бурлюк где-то предвосхищал современные пиар-технологии, – рассказывает Ольга Зотова. – Одна из выставок показалась ему скучной и, чтобы привлечь общественность, он захотел сделать что-нибудь этакое «солёное». На чистый холст он прикрепил носок. „Он будет гвоздем выставки! – сказал Бурлюк. – Об этом напишет пресса!“».

В 1920-ом Бурлюку удалось выехать в Японию, а потом и в США, где он и прожил до самой смерти в 84 года. Его тело было кремировано, а прах развеян родственниками над водами Атлантики, согласно завещанию.

Колчак, Зорге, «Пароль не нужен»: «Версаль» - исторический памятник Владивостока

«Бурлюк, кстати, в «Не рыдай!» не был, так как кабаре открылось только 19 января 1923 года, на первом этаже гостиницы «Версаль», – напоминает  историк города и края, писатель, почетный гражданин Владивостока Нелли Мизь. – В этом году исполнилось 110 лет с начала строительства этого здания (Светланская, 10). У него богатая история».

По легенде, купец-сахарозаводчик Радомышельский назвал так гостиницу для своей дочери, которая училась во Франции и не хотела возвращаться домой. Узнав это, он пообещал ей построить во Владивостоке "свою маленькую Францию". Проект здания создал известный архитектор Иван Владимирович Мешков.

В 1919 в «Версале» жила Анна Тимирёва, возлюбленная руководителя Белого движения во время Гражданской войны, адмирала Александра Колчака. Они были вместе, но Колчак, будучи женатым, по всем правилам поселился в другой гостинице – «Золотой Рог».

История «Версаля» приостановилась в 1934-ом. После прибытия в гостиницу участников экспедиции на «Челюскине», горисполком принял решение о переименовании её в «Челюскин».В 1989 году в гостинице произошёл сильный пожар, который полностью уничтожил исторический интерьер здания. Через три года началась его реконструкция, гостинице вернули историческое название – «Версаль».

По словам Нелли Мизь, в «Версале» жил и один из выдающихся разведчиков Рихард Зорге и много других примечательных личностей дореволюционной России, России времён Гражданской войны, советской России и современности.

Здесь также снимался знаменитый советский фильм по одноимённому роману писателя и журналиста Юлиана Семёнова «Пароль не нужен».

Натюрморты заслуженного приморского художника Арефина увидит каждый

Сегодня историческая несправедливость восстановлена полностью –столовая «Не рыдай!» сделана в «дворцовом» стиле и погружает любого пришедшего во Владивосток столетней давности. Здесь же выставлены картины заслуженного приморского художника Степана Арефина.

«Это замечательные работы, сделанные в классическом варианте, - комментирует искусствоведОльга Зотова. – В этом году 10 лет как Степан Фёдорович ушёл из жизни. Он много лет работал художником театра Горького, поставил около 200 спектаклей, а когда вышел на пенсию в возрасте 75 лет – вернулся к себе в мастерскую. Период работы в театре не дал развития его дарованию, как живописцу. Хотя свою творческую карьеру он начинал именно в этом качестве.

Мне посчастливилось быть знакомой с ним лично. Помню как говорил, что надо успеть «написаться» и что «красивее классического искусства никто ничего ещё не изобрел». Каждый день, включая выходные, Степан Фёдорович приходил в мастерскую и создавал десятки натюрмортов, которые принимали участие в выставках, их охотно приобретали. Некоторые его работы хранятся в Приморской Государственной картинной галерее, и это – та классика, которой он следовал в своём искусстве».

Подлинники картин Давида Бурлюка и Степана Арефина сегодня может посмотреть каждый из жителей и гостей Владивостока по адресу: ул. Светланская 10.

Другие материалы рубрики "В Приморье"
Мальки.jpg

Энергетики Владивостокской ТЭЦ-2 организовали зарыбление реки на юге Приморья

Производство и выпуск рыбы по заказу приморских энергетиков осуществляется в рамках программы экологического развития

WhatsApp Image 2024-05-06 at 11.18.42.jpeg

Советы пульмонолога, как уберечься от астмы

Количество людей, страдающих от заболевания, постоянно увеличивается

20230501134444_IMG_4931.jpg

Краевой юношеский турнир "Кубок Славда" стартует 6 мая

В числе участников кроме дальневосточных теннисистов – юные спортсмены из Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Сургута