На Владивостокскую агломерацию подали иск в Верховный суд

Прокуратура Приморья добилась отмены положений краевого закона, мешающих развитию Свободного порта Владивосток

Громкие уголовные дела и предвыборные баталии, которые затронули Приморье в ушедшем году, затмили собой важный для юга региона судебный процесс. Еще год назад Деловая газета «Золотой Рог» сообщала о юридической коллизии, возникшей после принятия закона «О свободном порте Владивосток» в четырех муниципалитетах, ранее объединенных во Владивостокскую агломерацию. Точку в спорах пришлось ставить Верховному суду РФ, который признал главенство федерального закона и постановил вернуть ключевые полномочия в сфере градостроительства с краевого на муниципальный уровень.

Претензии к краевому закону №497, который регулировал перераспределение полномочий внутри Владивостокской агломерации, у надзорных органов возникли почти сразу после его опубликования.

Борьба за «букву закона»

В начале 2015 года Управление Министерства юстиции по Приморскому краю указало на ряд несоответствий документа федеральному законодательству. Прокуратура контролировала правоприменение КЗ-497, выявив ряд недоработок со стороны департаментов градостроительства и земельных и имущественных отношений «белого дома». Наконец, осенью 2015 года прокурор Приморского края Сергей БЕССЧАСНЫЙ направил в ЗС ПК письмо, в котором указал на противоречие ряда положений краевого закона только что принятому федеральному - «О свободном порте Владивосток», потребовав устранить разночтения.

Инициаторы создания агломерации попытались выйти из ситуации сохранив лицо: в конце 2015 года дума Шкотовского района приняла обращение к тогдашнему председателю ЗС ПК Виктору ГОРЧАКОВУ, где указала на негативные итоги перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности и проблемы организационного и правоприменительного характера, связанные с регулированием земельных отношений на территории района. Обращение поддержали в Думе Владивостока: районные и городские депутаты прямо предложили своим краевым коллегам отменить закон №497, и формально получилось, что инициатором возвращения полномочий стала не прокуратура, а местные органы власти. Однако в обновленной редакции закона «спорные» пункты о градостроительных полномочиях все-таки остались - с оговоркой, что эти полномочия теперь «будут осуществляться с учетом положений, предусмотренных ст. 28 Федерального закона №212 «О свободном порте Владивосток».

Досье "Золотого Рога": Соглашение о создании Владивостокской агломерации было подписано в октябре 2014 года. В состав объединения вошли Владивостокский и Артемовский городские округа, а также Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы Приморья. Спустя месяц был принят закон Приморского края №497 о передаче муниципальных полномочий в сфере градостроительства, земельных отношений и рекламной деятельности на краевой уровень. Большинство положений закона вступило в силу с 1 января 2015 года. Тогда же были созданы три подведомственных администрации Приморья учреждения с общим штатом более 100 человек - КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», КГБУ «Центр развития территорий» и КГКУ «Приморская реклама и информация», которым перешла часть переданных в рамках агломерации муниципальных полномочий. В октябре 2015 года губернатор Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ утвердил долгосрочный план развития Владивостокской агломерации, а в июле 2016-го уходящий созыв ЗС ПК продлил срок действия закона о передаче полномочий на период работы нынешнего состава Заксобрания (2016-2021 годы).

Пошли до конца

Экс-спикер краевого парламента Виктор Горчаков, комментируя «Золотому Рогу» принятую депутатами 27 января 2016 года новую редакцию закона об агломерации, назвал ее компромиссной. Вот только «компромисс» устроил не всех: спустя несколько недель прокурор Приморья оспорил решение депутатского корпуса, обратившись в краевой суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и четырех муниципальных образований, включенных в состав агломерации.

Суть исковых требований прокуратуры сводилась к тому, чтобы признать недействующими пункты 6, 19 и 20 части 1 и пункты 4, 6, 19, 20 части 3 статьи 2 закона о создании Владивостокской агломерации. Оспариваемые положения как раз предусматривали осуществление органами власти региона отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности, ранее исполняемых муниципалитетами. Прокуратура обосновала свою позицию тем, что принятый в октябре 2015 года федеральный закон «О свободном порте Владивосток» изначально не предполагал передачу данных полномочий на уровень региона, поэтому КЗ №497 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы Владивостока, Артема, Надеждинского и Шкотовского районов «на создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории Свободного порта Владивосток», а также права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории данных муниципальных образований.

12 мая минувшего года Приморский краевой суд полностью удовлетворил исковые требования прокуратуры, хотя вызванные в суд представители ЗС Приморья и краевой администрации озвучили свои возражения. По их мнению, возможность перераспределения полномочий между муниципалитетами и краем предусмотрена положениями федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и рядом других документов, а кроме того, представитель администрации напомнил, что закон о порто-франко был принят уже после создания Владивостокской агломерации. Вскоре администрация Приморья и краевой парламент подали апелляционные жалобы на данное решение в Верховный суд РФ, однако 29 сентября судебная коллегия по административным делам ВС РФ оставила решение Приморского краевого суда в силе. Верховный суд подтвердил, что краевой закон об агломерации частично противоречит федеральному, имеющему бОльшую юридическую силу.

Интересно, что свои возражения на апелляционные жалобы ЗС ПК и АПК помимо прокуратуры предоставили администрации Владивостока и Надеждинского района. Ранее, при рассмотрении дела в краевом суде, позицию прокурора поддержали органы власти Артема и Шкотовского района. Таким образом, все четыре включенных в агломерацию муниципальных образования высказались за возвращение им отобранных полномочий.

- Агломерация - понятие скорее имиджевого порядка, придающее дополнительный вес территории. Но для ускорения социально-экономического развития юга Приморья есть режим порто-франко с налоговыми и таможенными преференциями, - считает доктор экономических наук Александр ЛАТКИН.

17 января разработанный во исполнение решения Приморского краевого и Верховного судов законопроект должен был быть рассмотрен профильным комитетом Законодательного Собрания сразу в трех чтениях. Документ приводит краевой закон об агломерации в соответствие федеральному, признавая утратившими силу спорные пункты 6, 19, 20 части 1 статьи 2, а также пункты 4, 6, 19, 20 части 3 и часть 11 статьи 2. Окончательный «приговор» амбициозному проекту, скорее всего, будет вынесен на очередной сессии ЗС ПК в конце месяца. Пока же реализацией ключевых полномочий в сфере градостроительства и территориального планирования, а также распоряжения земельными участками во Владивостоке, Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах продолжают заниматься краевые органы власти и подведомственные администрации Приморья учреждения.

КСТАТИ

К агломерации присоединился… Николаев

Пока же реализацией ключевых полномочий в сфере градостроительства и территориального планирования, а также распоряжения земельными участками во Владивостоке, Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах продолжают заниматься краевые органы власти и подведомственные администрации Приморья учреждения. И вот что интересно: среди руководителей и сотрудников «подведов» оказалось немало людей, так или иначе связанных с администрацией экс-мэра Владивостока Владимира НИКОЛАЕВА.

Учитывая специфику деятельности учреждений, не будет преувеличением сказать: еще пару лет назад представители николаевской команды вернули себе часть властных полномочий во Владивостоке. Причем в хорошо знакомых им сферах. Так, заместителем начальника Общего отдела КГКУ «Центр развития территорий» числится Сергей МАРДАНШИН, в 2007 году осужденный на семь лет лишения свободы по делу о мошенничестве со стороны сотрудников муниципального учреждения Владивостока «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» (МУ «АПМЗН»). А нынешний руководитель ЦРТ Александр ШАЛЯКИН (сначала был руководителем юротдела) несколько лет назад представлял в арбитражном суде интересы ООО «Восток Бизнес Инвест» - структуры, которая через аукционы приобрела немало муниципальных помещений в период, когда АПМЗН возглавлял… Сергей Марданшин. Сегодня в качестве директора краевого учреждения Шалякин входит в состав единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края. Нельзя исключать, что на работу в «Центр развития территорий» обоих упомянутых сотрудников принимал вице-мэр эпохи Николаева Константин СТОЦЕНКО - именно он возглавлял краевую структуру после ее создания в начале 2015 года.

Руководителем другого краевого учреждения, созданного после создания Владивостокской агломерации, - КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» - является Галина КАРПЕНКО. В 2006 году она руководила МУПом «Городские земли», учредителем которого выступило Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры во главе с Николаем АРЖАНОВЫМ. Среди прочего, МУП проводил конкурсы на аренду земельных участков под жилищное строительство с компаниями под строительство жилья. В свою очередь, «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» подведомственно краевому департаменту земельных и имущественных отношений, выполняя функции по распоряжению земельными участками, находящимися в краевой собственности, а также участками, собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокской агломерации.

Другие материалы рубрики "В Приморье"
1479393442_parki.jpg

Лесопарковый защитный пояс создадут во Владивостоке

Создание лесопаркового пояса вокруг Владивостока будет способствовать улучшению экологической обстановки

15.jpg

За год было выделено более 3,3 триллионов рублей на развитие крупных проектов Приморья

До окончания 2019 года 280 инвестпроектов станут новыми обрабатывающими предприятиями

9757855ed292e5f69fc7a49c571a6581.jpg

Центр поддержки корейских инвесторов открылся во Владивостоке

Он создан в марках меморандума, подписанного в ходе III Восточного экономического форума