Эксперт опроверг выводы своих коллег из Владивостока по делу Пушкарёва

Руководитель РЦЦС Санкт-Петербурга назвал непрофессиональной работу Приморского центра по ценообразованию в строительстве

5ff4a19a194a33e56db0d063452744552f8657e1.jpeg

Почётный строитель России, президент Союза инженеров-сметчиков, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел Горячкин ответил на вопросы Тверского суда по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего группу компаний «Востокцемент» Андрея Пушкарёва 23 января. Эксперт полностью опроверг выводы своих приморских коллег, которые провели судебную строительно-техническую экспертизу, ставшую основой обвинения. Павел Горячкин подчеркнул: экспертиза сделана непрофессионально и некорректно, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт в поддержку Игоря Пушкарёва. 

Напомним, в 2016 году специалисты КГУП «Приморский РЦЦС» (в настоящее время - КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края») сделали экспертизу по заказу следствия. В итоге именно это исследование «помоглоустановить» причинение ущерба МУПу в размере 143,6 миллионов рублей. По версии «экспертов» на эту сумму стоимость поставленных «Востокцементом» стройматериалов превышает цену других поставщиков. При проведении экспертизы специалисты учреждения допустили грубейшие нарушения. Например, изучили лишь половину наименований из поставляемых МУПу строительных материалов, данные о стоимости брали из прайс-листов, не являющихся документами, рыночные цены сравнили со сметными, при этом несколько стройматериалов были сравнены с более дешёвыми аналогами.

В самом начале выступления Павел Горячкин акцентировал внимание участников судебного процесса на таких понятиях, как оптовая (отпускная), сметная и рыночная цены. Эксперт подчеркнул: сравнивать эти три цены категорически нельзя. Директора Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы удивило, что  специалисты Приморского РЦЦС в своём исследовании сравнили сметные цены с оптовыми (отпускными). 

«Цены, которые содержаться в каталогах, в том числе в справочнике СМЕТА, рыночными не являются. Это расчётные цены, онипредназначены исключительно для определения начальной максимальной цены контракта и стоимости строительных работ. Под стоимостью строительных работ мы понимаем совокупность затрат, в которые также входят и строительные материалы (с учётом отпускной цены и других затрат, в том числе,  на складские, заготовительные и транспортные расходы). Сметные цены не являются рыночными. Применение их для расчёта между производителями, поставщиками строительных материалов и подрядными организациями абсолютно не предусмотрено. Не может подрядчик прийти на завод и сказать: вот мне администрация установила цены, а ну-ка продайте мне асфальт по такой цене. Они никогда не применялись, не применяются и применяться не могут.Этого просто не может быть. Я хочу напомнить, что сфера производства и продажи строительных материалов не относится к прямому государственному регулированию цен. Список продукции, по которым применяются фиксированные цены, строго ограничен», - объяснил Павел Горячкин.


Напомним, при выполнении экспертизы представители Приморского РЦЦС использовали метод сравнительного анализа. Цены на стройматериалы ГК «Востокцемент» сравнивали со среднерегиональным уровнем цен на соответствующую продукцию. Елена Владимирова и Анна Самойленко, ведущий специалист и директор Центра кадастровой оценки Приморского края, отвечая на вопросы Тверского суда в сентябре прошлого года, сообщили, что эти усредненные цены утверждены приказами департамента градостроительства Приморского края «Об определении стоимости строительной продукции» за соответствующий период и представлены в специальном сборнике, составленном Приморским РЦЦС. Получается, что для сравнения были взяты цены, не имеющие ничего общего с рыночными. 

«Взаключении Приморского РЦЦС есть приложения, где приведены заверенные ксерокопии листов со сметными ценами, по каждому сборнику приложен распорядительный документ администрации Приморского края. Фактически когда данные цены вводятся распорядительным документом администрации ни о каком понятии «рыночная цена» речи идти не может, - заявил эксперт. – Рыночные цены – это цены по которым производители реализуют свои стройматериалы, а покупатели и потребители их приобретают. Чтобы распознать эти рыночные цены, необходима вся исходная документация в виде зафиксированных хозяйственных операций предприятия. Ещё одно важное понятие – оптовая (отпускная) цена. Это цена завода-производителя.Рыночные и сметные цены совершенно различные. Под рыночными ценами мы можем понимать только отпускные цены. Соотношение между ними может быть различным. Цена зависит от многих факторов. Эти вещи абсолютно не сопоставимы и их сравнивать нельзя, разброс может быть очень большим. Из заключения Приморского РЦЦС следует, что отпускные цены получены специалистами центра расчётным путём. При этом прайс-листы, которые являлись исходными данными и  применялись при разработке сметных цен, центром были утрачены».


Поэтому в настоящее время изучить информацию прайс-листов не представляется возможным. Но ещё больше эксперта удивило отсутствие важнейших данных в справочнике, подготовленном его приморскими коллегами.  

«Я являюсь главным редактором общероссийского ежемесячного издания, которое так и называется «Сметные цены в строительстве». Эти справочникивыпускаются в 63 субъектах Российской Федерации, в том числе, в Приморском крае, - сообщил Павел Горячкин.-Это очень похожие сборники. Единственное отличие, которое меня как специалиста серьёзно удивило, заключается в том, что в сборниках, выпускаемых Приморским РЦЦС отсутствует одна графа – «оптовая цена». Почему в каталогах даются обе – сметная и оптовые – цены? Чтобы была возможность посчитать транспортные расходы для каждой конкретной стройки. Более того, без наличия отпускных цен производителя посчитать сметную цену не представляется возможным. Потому что сметная цена при разработки данных сборников формируется на основе оптовой (отпускной) цены. То есть, составители берут отпускные цены и добавляют к ним транспортные затраты расчетным путём. И получают сметные цены. Это вещи очевидные для специалистов. Кроме того, в системе сметного образования чётко указано, что имеется в виду субъект РФ, так как понятие территории может по-разному трактоваться. Это цены в целом по Приморскому краю, а не конкретно для Владивостока». 


Отвечая на вопросы защитников, Павел Горячкин подчеркнул: подрядчики, выполняя работы по муниципальным контрактам, закупать строительные материалы по сметным ценам, указанным в сборниках РЦЦС, не обязаны. Эксперт отметил, что в Российской Федерации не существует никаких законодательных и даже методических оснований для этого. 

«Сметная цена – это взаимоотношения заказчик работ и подрядчик. Она предназначена для определения сметной стоимости строительных работ, а не цены на стройматериалы. Применение сметных цен для определения завышения цен поставок продукции абсолютно некорректно»,- заявил Павел Горячкин. 


Также в ходе выступления авторитетный эксперт сообщил, что для определения цены закупки не достаточно изучить только прайс-листы. Экспертиза включает в себя доскональное исследование всех бухгалтерских документов, связанных с производством продукции. 

«К прайс-листам и к коммерческим предложениям нужно относиться с предельной осторожностью. У нас есть понятие оферты, публичной оферты… В прайс-листе можно написать всё, что угодно. Это никого ни к чему не обязывает. Каждый факт хозяйственной жизни предприятия должен быть подтверждён первичными документами. Законом «О бухгалтерском учёте» чётко  указывается, что к ним относится. Это счета-фактуры, транспортные накладные, универсальные передаточные документы, товарные накладные и так далее, - перечислил Павел Горячкин. -Все эти документы абсолютно проверяемы и именно они являются подтверждением цены. Прайс-лист - это не документ. При определении реальной цены специалистами Приморского РЦЦС досконально не изучались первичные документы, в заключении указано, что бухгалтерская отчётность досконально не исследовалась. Всё заключение построено исключительно на тех данных, которые были у специалистов, то есть, на данных прайс-листов».


Ещё одно ноу-хау, которое ввели специалисты Приморского РЦЦС, желая привести итоги экспертизы к необходимому следствию результату, - это исследование цены строительных материалов с учётом налога на добавленную стоимость. В ходе слушания в сентябре 2018 года Анна Самойленко объяснила это тем, что поставщик, в данном случае «ДВ-Цемент», реализует товар с налоговой накруткой, а МУПВ «Дороги Владивостока» приобретает и оплачивает полную стоимость с учётом НДС. Определённая логика могла бы в этом быть, если бы не одно «но». 


«Все цены приводятся без учёта НДС, - обратил внимание Тверского суда Павел Горячкин. - При определении сметной стоимости строительства НДС начисляется в конце сводного сметного расчета, то есть, исчисляется от общей стоимости работ, которые включают, в том числе, и материалы, и зарплату. Любые сопоставления должны проводиться без налога на добавленную стоимость». 


При проведении исследования приморские эксперты не учли и транспортные расходы: сотрудники Приморского РЦЦС не видят никаких логистических проблем и МУПВ «Дороги Владивостока» могло бы закупать строительные материалы в Спасске-Дальнем или Лесозаводске. А на тот факт, что сотни километров, разделяющих города, в разы увеличивают стоимость продукции, специалисты РЦЦС решили не обращать внимания. По словам Павла Горячкина, стоимость транспортировки является одной из самых затратных при  определении сметной стоимости любого товара.  

«В сметных справочниках отражаются расходы на транспортировку. Транспортные затраты являются неотъемлемой частью сметной цены. В разнице между отпускной ценой и сметной, они могут составлять достаточно большие величины. Транспортные затраты определяются соответствующими хозяйственными документами - путевыми листами, товарно-транспортными накладными и другими. В справочниках даны не только сметные цены на строительные материалы, но и соответствующие таблицы стоимости на перевозку грузов разными видами транспорта. Доля транспортных затрат зависит от множества факторов. Это расстояния, типы транспорта, перевозки и его загрузки. Доля транспортных затрат может достигать до 50 процентов», - сказал независимый эксперт. 


По словам авторитетного специалиста, в системе сметного ценообразования строительные материалы делятся на две большие группы - привозные и местные. И если песок или щебень можно привезти откуда угодно (безусловно, каждый километр увеличивает стоимость, но не влияет на качество данных материалов), то бетонные растворы и асфальтобетонная продукция, доставленные во Владивостока, например, из Уссурийска, станут не пригодными для использования. 

«Есть две позиции, для которых плечо и время перевозки является критичным. Это товарные растворы и бетоны и асфальтобетонные смеси, - отметил Павел Горячкин. – Товарный раствор и бетон поставляется в холодном виде в специализированном транспорте, что позволяет расширить плечо перевозки в разумных пределах. Горячая асфальтобетонная смесь поставляется бортовыми автомобилями, при загрузке в транспортное средство на заводе-изготовителе она имеет температуру от 139 до 147 градусов. При укладке на дорожное полотно асфальтобетонная смесь должна иметь температуру в районе 115 градусов. Эта разница между 147 градусами на выходе и 115 – при укладке является уже критичной. Если температура упала ниже, обеспечить качественное выполнение ремонтных работ нельзя. Такой асфальтобетон можно выкинуть. Потери в условиях крупных городов, к коим относим и Владивосток (надо сказать, что там довольно сложная транспортная ситуация, выбор маршрутов перевозки очень ограничен), на каждый километр пути в условиях плотного транспортного потока теряется от 1 до 3 градусов. Общее правило, что оптимальное плечо перевозки не должно превышать 30 километров. Это является величиной критичной. Счёт идёт на минуты.Поэтому брать производителей из других городов абсолютно недопустимо». 


Особенно вольно сотрудники Приморского РЦЦС обошлись со строительными материалами, названия которых не смогли идентифицировать: они просто произвольно заменили их на другие. Хотя в соответствии с законодательством должны были исключить их из расчетов.

Так, во время проведения строительно-технической экспертизы специалисты решили, что в первичных бухгалтерских документах – товарных накладных ООО «ДВ-Цемент» – наименование материала «Асфальтобетон марки В-1 ГОСТ 9128–97», который приобретали «Дороги Владивостока», указано неверно. По мнению экспертов, компания, специализирующаяся на реализации строительных материалов, легко могла ошибиться и сослаться на другой стандарт. В итоге специалисты, проводившие экспертизу, приняли решение указать стоимость материала с наименованием «Асфальтобетонная смесь марки II тип В». То есть, поставленный дорогой асфальт при расчётах заменили более дешёвым. 

По словам Павла Горячкина, в 2003 году принят закон о техническом регулировании, касающемся всех сфер жизнедеятельности. В строительстве действует основной техрегламент «О безопасности зданий и сооружений», являющийся обязательным. В подтверждение техрегламента могут применяться государственные стандарты, своды правил, другие формы соответствия продукции, если они установлены постановлением правительства. К этому обязательному техническому регламенту есть два списка. Один из них устанавливается постановлением правительства РФ – это перечень ГОСТов, сводов правил, руководящих документов, которые применяются в подтверждение технического регламента и также являются обязательными. Второй список вводится приказом Росстандарта и также включает ГОСТы, своды правил, технические условия, которые могут применяться в добровольном порядке. 

«Однако ни в одном из этих списков ГОСТов на асфальтобетоны нет,- сообщил эксперт. - Более того, давайте определимся, что такое ГОСТ. ГОСТ – это государственный стандарт и является документом добровольного применения. Сегодня на рынке присутствует сотни тысяч наименований строительной продукции, системой ГОСТов охвачено не более половины. При представлении асфальтобетонных смесей основными является тип (А, Б, В, Г, Д) и марка (1, 2 и 3). Сейчас в стране действует новая форма стандартов. Так называемая ПСД. Это предстандарты. И первым предстандартом в России является предстандарт на асфальтобетонные смеси. Там вообще нет таких понятий, как тип и марка. Есть 3-4 рецептурных позиции. Есть ГОСТы, которые используют проектировщики. Они определяют тот тип смеси, который необходим для данных работ. Производители строительных материалов, в том числе, асфальтобетонных смесей в своих прайс-листах, счетах-фактурах и других документах, пишут наименование, которое позволяет опознать смесь. Могут делать, а могут не делать отсылку к ГОСТу. В соответствии с действующим законодательством маркировка ГОСТами является лишь вопросом маркировки данной продукции. Утверждать, что этих материалов нет в природе – не корректно. Я могу согласиться, что у специалистов нет данных, но это не значит, что предприятие не выпускает такой продукт».


Павел Горячкин сообщил, что наиболее распространенными в наше время являются типы Б и В. Тип Б - это мелкозернистый бетон. Марка 1 - является более дорогой и качественной, применяется на дорогах города, магистралях с интенсивным движением. Марка 2 – представляет собой продукцию менее качественную, такая смесь используется для асфальтирования дворов и межквартальных проездов. 

«Они разные и по рецептуре, и по цене. Разброс цен может быть от 12 до 23 процентов. Асфальтобетон В-1 не указан в сборниках Приморского РЦЦС. Когда нет данных мы обычно ставим прочерки. Но это не значит, что он не выпускается в принципе. Ведь асфальтобетонная смесь - вещь рецептурная и может быть приготовлена в ограниченном количестве. При этом в сборниках сметных цен федерального уровня он есть, есть и в сборниках субъектов Российской Федерации,- сообщил независимый эксперт. - При сравнении цен должна сравнивать идентичная продукция, заменять её и говорить: у нас нет данных по марке 1, поэтому мы возьмём марку 2 – абсолютно некорректно. С точки зрения эксперта это непрофессионально. Правильнее было бы указать, что данные по этой марке отсутствуют, а не заниматься подменой. Заменив цену марки 1 (более дорогой), на марку 2, специалисты получили завышение цен от 12 до 23 процентов. Честно говоря, с профессиональной точки зрения удивлён таким подходом»,- подчеркнул Павел Горячкин.


Напомним, с подробностями  о деле также можно ознакомиться на официальных страницах экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва в социальных сетях - Facebook,  «ВКонтакте»,   Instagram,   «Одноклассники».

Другие материалы рубрики "Общество"
8fa308d8fdff0cd48384020ac49339644300c711.png

«Они кусаются у вас»: морские курорты Приморья защитят от акул

Такое распоряжение дал президент РФ Владимир Путин

d8bdfe43af8e4aab206b7d2af602de203563c9f4.jpeg

Движение ограничили на острове Русский

На одной из дорог установили блоки и знак

46d80f6e0838368f1307115336922c097df9ed20.jpeg

Прокуратура выявила нарушения в приморском зоопарке «Чудесный»

В зоопарке нашли корма без документов и биологические отходы вне специальной площадки