Андрей Рубанов: Я - за маргиналов

Известный писатель - о новой книге, тюремной тематике в своём творчестве и биопанке

5b8730e06db5175bcda91ec2e7a6a38dbaacd4e5.jpeg

Андрей Рубанов — неоднократный финалист престижной литературной премии «Нацбест», лауреат премии "Ясная поляна" - недавно закончил работу над повестью "Штормовое предупреждение" в соавторстве с владивостокским писателем Василием Авченко, автором нашумевшего «Правого руля». Рубанов впервые побывал во Владивостоке в июне 2018 года, на первом Литературном фестивале «ЛиТР». РИА VladNews представляет текстовую версию встречи с читателями, на которой писатель рассказал о новой книге, тюремной тематике в своем творчестве, а также ответил на вопросы, почему сценаристы спиваются и что такое биопанк.

Василий Авченко: Здравствуйте, друзья! Я с большим удовольствием представляю Андрея Рубанова – замечательного писателя и сценариста. Я очень люблю его книги. Название сегодняшнего мероприятия «Public talk», в переводе «публичный разговор», поэтому давайте будем соответствовать этому жанру. Я на правах ведущего начну. Про некоторых писателей говорят, что они писатели одной темы. Так вот, Андрей Рубанов писатель не одной темы, и даже не двух, и не трёх тем. Мне кажется, у него есть несколько линий, одна из которых автобиографическая, где жизненные обстоятельства героя перекликаются с жизнью самого Андрея, есть другая линия, где действуют бизнесмены 90-х и 00-х годов, а есть вообще третья совершенно неожиданная фантастическая линия. Так вот, Андрей, часто твой герой – это бизнесмен, предприниматель, человек, сделавший себя в 90-е годы, на твой взгляд, насколько адекватно представлен такой тип персонажа в современной словесности? И какого персонажа тебе не хватает в нашей литературе?

Андрей Рубанов: Спасибо. Дело в том, что я знаю, что у нас бизнесменов в России ненавидят. И в своё время мне казалось, что бизнесмен – это тот персонаж, которого не хватает, это человек-действие, который может что-то сделать на пустом месте. И у меня было глубокое убеждение, что, если я напишу об этом человеке, что это пройдет, и люди прочтут, и зауважают. И я написал несколько книг, надеясь, что этот персонаж пойдет, а он не пошёл. Бизнесменов у нас не любят, и речь тут уже идёт о какой-то классовой ненависти, но объяснить я этого не могу. В 1991 году, когда мне было 20 лет, я сбежал из МГУ и пошёл в бизнес, там главное было иметь кожаную куртку, смелость и желание заработать. И это «бандитское» время длилось у меня с 1991 по 2012 год. За это время я пережил очень многое, но я точно знаю, что бизнесмены у нас класс угнетенный, забитый, боятся они сейчас всего и спроса на инициативу от них я не чувствую. Наоборот, я чувствую, что государству инициативные люди не нужны. Хоть это и грустно, но сделать с этим мы ничего не можем. Тем не менее мои персонажи всегда были людьми инициативными, крепкими, всегда хотели работать, кормить свои семьи, что-то создавать, чего-то добиться. Сейчас нет спроса на такого персонажа, и, наверное, никогда и не было.

Дело в том, что с участием Василия Олеговича Авченко я побывал во многих городах, и я понял, что половина нашей страны построена купцами, особенно это касается Сибири и Дальнего Востока. В частности, с помощью бизнесменов эти территории развивались, именно поэтому меня всегда тянет на Дальний Восток, потому что тут до сих пор сохранился этот дух предпринимательства. Я сам такой человек, и я на них рассчитываю, потому что общество не сможет стоять, если не будет этих инициативных людей. С другой точки зрения, они у нас явно не обласканы государством. В России нет внятной идеологии, мы не обрисовали для нашей молодежи среднесрочные перспективы.  Образа будущего в России не существует – в этом наша основная проблема.

Василий Авченко: Андрей, твой первый роман «Сажайте, и вырастет» - автобиографический, потому что не секрет, что ты провёл три года за решеткой, и после этого написал роман. Насколько я помню, впервые ты его издал за свой счет, что считается нетипичным и не совсем правильным для последующего литературного успеха, но твой случай – это счастливое исключение. Вообще в России очень большая история тюремной или каторжной литературы, ты наверняка ее читал. Ты чувствуешь свою преемственность от Аввакума до Шаламова и так далее?

Андрей Рубанов: Если меня поставят в этот ряд, то я не буду возражать. У нас в литературе существует некая традиция тюремно-лагерная, я бы хотел туда попасть, но это не от меня зависит. На самом деле, она не имеет большой популярности у народа, потому что она специфическая. Никто не хочет читать про лагеря, тюрьмы, потому что это очень грустно, тяжело, печально. Когда я сел писать свою первую книжку про тюрьму, я прочитал Солженицына, но больше все-таки склоняюсь к творчеству Шаламова, потому что он сидел дольше и правдоподобнее смог всё описать. Я убежден, что писатель должен быть человеком, пережившим свой личный опыт, потому что искусство делается через уникальные переживания, пропущенные через себя.

Василий Авченко: Писатель Олег Волков как-то говорил Андрею Битову, что любой русский писатель должен какое-то время посидеть в тюрьме.

Андрей Рубанов: На самом деле, это очень похоже на перефразированную поговорку из Ганди, который говорил, что каждый уважающий себя человек должен немножко посидеть в тюрьме. Но это всё ошибка. Не надо сидеть в тюрьме, там нечего делать, это очень плохое место. К счастью, мне это пошло на пользу, я не так долго там был, и для меня это всё достаточно благополучно закончилось. Во всяком случае хорошую книгу о 90-х мне удалось написать, ее многие хвалили, и благодаря этой книге я стал известным. Я ни о чём не жалею и ни одной строки не хочу переписать. Русская тюрьма отличается от других тем, что это место мистическое. И ты попадаешь туда не потому, что виновен, а потому что бог так велел. Ты там или спасешься, или погибнешь, как при кораблекрушении – или выплывешь, или утонешь. Уже не надеешься на закон, а просто сидишь и ждёшь.

Василий Авченко: Ты затронул тему кораблекрушения, и вот косвенно она присутствует в книге «Патриот», такое индивидуальное кораблекрушение. Этот роман вышел в 2017 году и получил премию «Ясная поляна». Действие романа происходит в Москве, но еще одной линией там проходит война на Донбассе. Вот эта тема - она у нас в литературе насколько адекватно отражена или будет еще отражена?

Андрей Рубанов: У меня есть друзья, знакомые, которые пытаются писать, есть люди, которые везут туда гуманитарку. Сам я там не был, меня ничто не связывает с Украиной. И это та страна, которая мимо моей жизни прошла. Я общался с азербайджанцами, грузинами, белорусами, а с украинцами почему-то нет. Там восемь миллионов русских и бросать их нельзя. Набоков как-то сказал: «Родина писателя – это его язык», а там русских заставляют преимущественно говорить на украинском языке.

Василий Авченко: Ты говоришь, что Украина прошла мимо тебя. Дальний Восток раньше тоже проходил мимо, но вот ты уже второй раз сюда приезжаешь...

Андрей Рубанов: Я просто очень люблю море. Вообще я родился между Москвой и Рязанью, и море видел раз в три года, когда ездил в Крым с мамой и папой в детстве. И как любой другой сухопутный мальчик я море очень люблю. Те, кто живет во Владивостоке и видит это море каждый день, они не понимают, в чем кайф. Я приезжаю и боготворю это всё. Как только у меня появилась возможность, я побывал на всех океанах. И вот когда я сюда приехал впервые, я обнаружил, что этот город мне очень понравился.

Василий Авченко: Теперь о фантастической линии в твоем творчестве. В Интернете пишут, что такие вещи, как «Хлорофилия» и подобные, называются биопанк. Почему биопанк? Ты согласен с этим определением?

Андрей Рубанов: Есть те, кто читает фантастику и могущественное направление под названием «киберпанк». Вот фильм «Матрица» - это классика киберпанка. Есть еще биопанк – это менее продвинутое направление, где описывается перерождение человека в некие другие сущности, и он у нас не развит в России и вообще в мире. Если вы смотрели фильм «Чужой», то вот это страшное чудовище придумал художник Гигер, и он считается классиком биопанка. И я попытался несколько книг в этом направлении написать, я придумал какие-то живые звездолёты, космические корабли, которые на самом деле живые организмы. Мне просто тесно в одном жанре и хочется в другие стороны двигаться. Не интересно все время сидеть и писать одно и то же. А широкий читатель наоборот, хочет читать об одном и том же. Если ты пишешь биопанк, то и пиши только его, и тогда у тебя уже будет своя аудитория. А если писать и то, и другое, и третье, и пятое, то непонятно: как тебя продавать? Поэтому либо ты пишешь ради денег, либо то, что тебе хочется. И я сделал выбор в свою сторону. У меня новый роман «Финист – ясный сокол» - это тоже фантастика.

Василий Авченко: А можно немного поподробнее?

Андрей Рубанов: Я несколько лет занимался историей Древней Руси, я написал сценарий к фильму «Викинг». Я отвечаю отчасти за это безобразие. Я написал сценарий к сериалу «София». Поэтому достаточно много у меня накопилось опыта, и я написал роман «Финист – ясный сокол». И я надеюсь, что в следующий свой приезд во Владивосток я привезу уже готовую книгу.

Василий Авченко: Чем отличается работа прозаика от сценариста? Это разные профессии.

Андрей Рубанов: Конечно, разные. Во-первых, литература – это искусство одиночек, вы сидите дома, пишете, а кино - это прежде всего индустрия, это фабрика, где кроме вас еще сидит пять человек, и это коллективная работа. Еще есть продюсер, который платит вам деньги, и если вы будете делать то, что ему не нравится, то он вас уволит. Еще одно отличие в том, что в кино нужно постоянно переписывать. Авторского кино у нас практически нет. У меня на компьютере есть 15 сценариев для фильмов, но они никому не нужны. Но закрыть кинопроизводство в России тоже не вариант. У нас есть свои школы, традиции, и просто взять и всё бросить… Эта отрасль обходится в год в 60 млн долларов убытков, это убыточное предприятие. У нас в этом году только фильм «Движение вверх» стал прорывом, где было заработано при бюджете в миллиард в три раза больше. И это со времен «Ночного дозора» единственный фильм, который собрал прибыль.

Василий Авченко: Ты не единственный писатель, который работает в качестве сценариста. Можно сказать, что прозу пишут для души, а сценарии для денег? Или это слишком грубо?

Андрей Рубанов: Очевидно, что это так и есть. Не все писатели выживают в кино. Я вам напомню, что Фрэнсис Фицджеральд, который написал «Великий Гэтсби», он спился, не выдержал и умер. Потому что не смог писать за деньги.

Василий Авченко: Но спиваются не только сценаристы.

Андрей Рубанов: На самом деле, спиться в кино - это вообще не проблема для сценаристов. Потому что это нелёгкая работа. Не намазано там мёдом для писателей, хоть и платят хорошо.

Вопрос из зала: Знаю, что вы преподаете в школе. Как вы пришли к преподавательской деятельности? И что это больше для вас: удовольствие или работа?

Андрей Рубанов: В Москве есть Школа литературная, приходят студенты, и приглашаются писатели, которые учат. В этой школе есть разные программы, обычно это 10 занятий 2-х часовых, естественно, люди платят. И когда мне было нечего есть, условно говоря, я приходил и преподавал. Поскольку я сам из семьи учителей, у меня есть этот ген, я умею преподавать, но это для меня очень тяжело, потому что я это не люблю. Но я горжусь тем, что двух-трех студентов я там поймал, и мы до сих пор с ними общаемся, и я им помогаю.

Вопрос из зала: Книга о Владивостоке – она больше о самом городе или о каком-то герое?

Андрей Рубанов: Конечно, не о городе. О городе пишут путеводители, а в литературе пишут о людях. Это повесть, действие происходит во Владивостоке, мы с Василием Олеговичем соавторы этой повести. Она про любовь, главные герои – это молодые люди. Это книга не о Владивостоке, этот город просто место действия. И идею я предложил Василию, он согласился, и мы решили выступить в роли соавторов. Такое вот редкое явление, когда два человека пишут одно произведение. Я не местный и ничего здесь не знаю, поэтому если бы я написал роман про Владивосток, то из этого бы ничего не получилось. А Василий тут уже очень долго живет. И в 2019 году мы уже представим эту киноповесть «Штормовое предупреждение».

Вопрос из зала: А киноповесть – это уже с претензией на экранизацию?

Андрей Рубанов: Очень хорошо сказано - «с претензией», она есть, но будет из этого кино или нет - никто сейчас не знает.

А сейчас я бы хотел предложить вам шоу такое. Суть в том, что мы с Васей задумались о том, какой у нас будет писательский тандем: «Авченко, Рубанов» по алфавиту или «Рубанов, Авченко» по старшинству? И я думаю, что именно здесь и сейчас мы должны это определить, подбросив монетку.

Вопрос из зала: Меня очень радует, что в аудитории много молодежи. Потому что бытует мнение, что молодежь ничего не читает, а если читает, то не с бумажных носителей, а с гаджетов. Какой ты видишь свою аудиторию?

Андрей Рубанов: Спасибо за вопрос. Я точно знаю своего читателя – это мои ровесники в основном, мужики, которые примерно ту же жизнь прожили. Молодежь мало читает мои книги, но я бы хотел к молодежи, потому что у меня есть ощущение, что мы мало друг друга понимаем. Я узнал, что самый хороший читатель – это молодой читатель, потому что в эти несколько лет он очень много читает. А уже после 25 люди заводят семьи, и времени читать мало. В июне я был на мероприятии «Кот Бродского» во Владивостоке, и там один парень мне сказал, что он много понял из моего романа про своих маму и папу. А я не хочу принадлежать поколению, я хочу, чтобы меня другие понимали. И в этой повести «Штормовое предупреждение» девочке 18 лет, а парню 26, и тут я рискую, потому что берусь описывать жизнь молодых. В этом году вышел фильм «На районе» с Данилой Козловским. Фильм не очень хороший, потому что есть попытка заигрывания с молодежью. Но мне понравилось то, что Владивосток стал площадкой для этого фильма.

Вопрос из зала: А кого бы вы посоветовали из писателей, пишущих на русском языке, которых стоит почитать?

Андрей Рубанов: Я люблю Эдуарда Лимонова, хотя этот автор на любителя, очень рекомендую Виктора Пелевина, Захара Прилепина из наших. Я люблю американскую контркультуру – это Джек Керуак, Хантер Томпсон, Чарльз Буковски. Эта литература не для молодежи, потому что про алкоголь, наркотики. Я люблю литературу на грани жизни и смерти, неформатную, хулиганскую. Я - за маргиналов!

Другие материалы рубрики "Общество"
eb0778d12cfdf451a5fa2021ec17fa52ca560171.jpeg

Гороскоп на 5 июня

У вас возможны трудности с самоорганизацией, апатия, противоречивые поступки – в том числе, и по отношению к деньгам

f9362fb8c239987cf1fc64c4eb56a5b88dd398df.jpeg

Экономика России вошла в период охлаждения

Об этом заявил министр экономического развития России Максим Решетников

ff67ae8989000c7dcd442188138623d053ad1f86.jpeg

Пенсии предложили передавать по наследству

Сегодня наследование накопительной пенсии возможно, если человек умер до назначения такой пенсии или получал ее в форме срочной выплаты