Прозаик Владимир Сорокин разочаровался в русской литературе
Как признался писатель, он бросает читать новый роман после пяти первых страниц.
Писатель Владимир Сорокин, отметивший недавно свое 60-летие, в интервью "Коммерсант" рассказал о проблемах постсоветской прозы и влиянии цифровых и визуальных технологий на современных читателей.
"Я в разных странах Европы задаю своим знакомым вопрос: что вы читаете из современной русской литературы? Этот же вопрос задал старому другу, германскому слависту Игорю Смирнову, а он жесткий профессионал. Ответил лаконично: "Не могу читать постсоветскую прозу. Она неоригинальна". Не могу не согласиться. Потому что постсоветская проза как бы собрана из осколков прошлых достижений. Проблема", - поделился Сорокин.
Как признался писатель, он бросает читать новый роман после пяти первых страниц. "Ничем не удивляет. Получается, что нет авторов? Но люди же пишут, печатаются, их читают. Я задал тот же вопрос Саше Иванову, легендарному издателю, который неизменно держит руку на литпульсе: где новые литературные звезды? Он говорит: "Понимаешь, Володя, тут дело не в звездах, а... в самом небосклоне". Он абсолютно прав на самом деле. От самой литературы уже не ждут экзистенциальных открытий, потрясений. От нее ждут либо комфорта, либо эйфорического забытья. Что, в общем, одно и то же", - сказал он.
Сорокин отказался прямо называть происходящее концом литературы, выразив надежду, что это "некая полоса": "А вот, что будет потом, - неизвестно. Потому что мир цифровых и визуальных технологий человека постоянно испытывает на прочность. А человек - такое пластичное животное, он не ломается, а изгибается. И в конце концов может сам себе опротиветь в таком изогнутом виде. И вот тогда, когда всем станет очень скучно от визуального, может быть, опять будет востребована словесная фантазия. Высказанная в слове. Когда человек захочет вернуться к себе".
По мнению лауреата "Народного Букера", большинству современных писателей не хватает собственных миров. "Есть люди, которые любят читать похожие романы. Но это уже род литературного фитнеса. И вот писатель каждый год спускает с конвейера ожидаемый и предсказуемый роман. Конвейер поп-литературы работает бесперебойно. Нет, я за штучное производство в литературе", - отметил он.