Чем так угодила землянам туалетная бумага?

Психологи объяснили поведение людей во время пандемии

a5bf3209b7db459629a0f2fe139f819a25445354.jpeg

Пандемия COVID-19 добавила работы не только вирусологам, но и психологам: некоторые аспекты поведения людей в нынешних условиях не поддаются, на первый взгляд, рациональному объяснению. Но психологи свою часть работы выполнили: ответы, похоже, найдены, сообщает РИА VladNews.

Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И, наверняка, когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей «удаленки» склады затоварены. А вот другая – мягкая, двух- трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов – расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии.

Так было (но, кажется, быстро прошло) в России. И в Европе, причем любой – Западной, Восточной, Северной, и, особенно, Южной. Почему в первые дни ажиотажа люди скупали в промышленных масштабах консервы, растительное масло, крупу и макароны – это еще как-то можно понять и объяснить. Но почему туалетная бумага?!

Психотерапевт из Кельна Феликс Янсен объясняет это психологической дисфункцией: «люди испытывают страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: «О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками – нужно срочно закупиться туалетной бумагой!"»

Логика в этом, несомненно, есть. При сильном страхе туалетная бумага – первое средство. Ну и от классической психоаналитики никуда не деться: сначала – забота о пропитании, а сразу за ней – беспокойство об обратном, так сказать, процессе. Дальше уже включается, увы, обычный стадный инстинкт: сосед принес две упаковки по восемь рулонов, я куплю три.

Но ведь должен был присутствовать и какой-то самый первый толчок (в смысле побудительный мотив). Триггер, как выражаются современные психологи.

Психологи – люди очень внимательные. Директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук заметила то, что ускользнуло от внимания большинства.

«Поскольку очагом распространения пандемии был Китай, люди в шоковом состоянии прильнули к телевизору и наблюдали, что там происходит. Здесь сработал страх опасности, страх гибели и ощущение неизвестности. Когда ситуация начала набирать обороты в Китае, буквально в каждом репортаже китайцы носили в руках туалетную бумагу и листочками бумаги пользовались, чтобы контактировать с местами общего пользования – кнопки лифтов, ручки дверей, машин. Отсюда пошло «ментальное вирусное информационное поле», где люди, не оценив информацию, стали запасаться этой бумагой», – сказала гештальт-терапевт в интервью радио Sputnik.

«Ментальный вирус», в отличие от реального, оказался не очень стойким: ряды заветных рулонов на полках супермаркетов уже восстанавливаются, хотя и не без труда. Возможно, потому что панике поддались далеко не все.

По наблюдениям Ирины Смолярчук, у молодого поколения оказался более крепкий иммунитет перед этим «мозговым вирусом». Причина, по ее мнению, в том, что двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: товары в интернет-магазинах есть всегда, поэтому все можно заказать онлайн – и обязательно все доставят, не сегодня так завтра. Так, на их памяти, было всегда.

«Молодежь живет абсолютно рациональным пониманием, что происходит, что можно нажать кнопку в интернете и заказать еду у курьера с доставкой. Молодежь лучше ориентируется в пространстве и новых современных технологиях», – говорит гештальт-терапевт.

«Ментальное вирусное информационное поле», настоятельно побуждавшее немедленно купить как можно больше гречки и туалетной бумаги, мы, похоже, уже миновали.

Осталось победить вирус реальный – но и это, наверняка, не за горами.

...И все таки, сказал бы в этот момент некий Дональд Фредович, и здесь тоже все началось с Китая. Не в смысле вируса – в смысле бумаги. Они же ее изобрели.

Может быть, ответим мы, Китаем все и закончится. Когда вируса уже не будет, мы чокнемся чашками с хорошим китайским чаем и выпьем его за здоровье – наше и всех остальных. А потом вечером запустим – в официально отведенных местах – фейерверк. Не зря же они его изобрели.

Другие материалы рубрики "Общество"
88665e1c9e52f1c33dc3ac518ef90c2508dd4b39.jpeg

Гороскоп на 15 июня

Сегодня как никогда нужно быть осторожнее со словами

c1aa4aeaf35c066ac3e6a859506b84268b45952f.jpeg

Жителям Владивостока предлагают рассказать об особенностях города

Владивостокцев приглашают к участию в конкурсе «Город в деталях: живое наследие»(6+)

6905f72a99847c8e64b0fafd0ddef27e0fe428b0.jpeg

Рынок труда Приморья: список дефицитных профессий сократился на треть

По данным на лето 2025 года, в Приморье насчитывается 43 дефицитные специальности