Нашумевший дражный промысел в Приморье: Что это такое и «с чем его едят»?
Эксперты рассказали, как добыча выглядит в России, а как – в Японии
Что из себя представляют драги, которыми грабят бухту Муравьиную, и по какому принципу ведутся работы, рассказал корреспонденту РИА VladNews главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков.
«В бухте Муравьиная находится одно из немногих крупных промысловых скоплений двустворчатого моллюска – анадары Броутона, которая высоко ценится в Японии и Корее из-за того, что у неё красная кровь. Но этот моллюск закапывается в верхний слой илисто-песчаного грунта и поэтому вылавливается разрешёнными орудиями лова – зубчатыми драгами, применяемыми при добыче других, скопления которых в Уссурийском заливе есть, например, в бухтах Шамора и Емар.
Драга представляет собой квадратную металлическую раму, закреплённую на полозьях (как у санок) с сетным мешком сзади, куда попадает улов. По нижнему краю рамы прикреплён под углом ряд длинных зубья, между которыми остаётся расстояние около пяти сантиметров. Она напоминает расчёску, которую протаскивают за судном со скоростью около трёх метров в минуту. Если моллюсков много (до нескольких килограммов на квадратом метре дна), то драга быстро наполняется ими, а ил, песок и мелкие животные проходят сквозь зубья и сетку и остаются на дне. Драгу поднимают на борт и высыпают улов, который тут же на борту сортируют (удаляют пустые раковины, других животных), а драгу вновь опускают за борт. Для того, чтобы драга легче шла по дну, иногда применяют "гидроподмыв", когда к драге подведён шланг, по которому подаётся вода к нижнему краю, где находятся зубья», - рассказал эколог.
Владимир Раков добавил, что, скорее всего, вылавливают не всех моллюсков, а только небольшую их часть, около 10%, и не на всей акватории бухты.
В свою очередь приморский экожурналист Владимир Ощенко отметил, что в других странах дражный промысел ведётся более гуманными способами.
«В Японии ту же спизулу и корбикулу драгами давным-давно никто не добывает: штрафы за разрушение гидрологии дна, за прихват объектов, которые к промыслу запрещены, таковы, что это просто невыгодно. И японские рыбопромышленники по моллюсковой добыче давно (ещё с 2000-х годов) перешли на насосы поверхностного донного заглубления. Они оценивают участок по содержанию спизулы или корбикулы, если рентабельно, то отправляют туда судно-добытчик с обязательным наблюдателем от природоохранных органов. Там устанавливают шланг, который всасывает морской ил с глубины от поверхности дна 70 сантиметров – один метр. Через фильтры отбираются ракушки, а всё остальное возвращается в ту же воронку. Промысел никто не ведёт на глубинах 3-5 метров от берега. 40-50 метров минимум», - отметил журналист.