Кто виноват, что на «зелёнке» продаются «мёртвые» опасные машины
Большинство автомобилей в Приморье традиционно еще с девяностых годов попадают из соседней Японии
БИЗНЕС ПО-«ЗЕЛЕНСКИ»
Ни для кого не секрет, и уж тем более для жителей столицы Дальневосточного федерального округа, что автомобиль — источник повышенной опасности. Ежегодно во Владивостоке происходит порядка 12 тысяч дорожно-транспортных происшествий. При это 1-1,5% процента — со смертельным исходом, сообщает РИА VladNews.
Большинство автомобилей в Приморье традиционно еще с девяностых годов попадают через известный авторынок «Зеленый угол» из соседней Японии, являясь одним из самых актуальных бизнесов региона на протяжении десятилетий. Однако времена меняются — мир развивается, происходят перемены во властных коридорах региона, но что-то остается неизменным — подходы части предпринимателей в вопросе организации бизнеса, порой идущие вразрез не только с законом, но и со здравым смыслом, что может иметь за собой необратимые печальные последствия…
ОЖИДАНИЕ
Как правило, так называемые «беспробежные» автомобили (имеется в виду — без пробега по РФ), прибывшие из Японии на территорию России, должны пройти таможенную очистку, получить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) в аккредитованной испытательной лаборатории, потом на основе СБКТС получить паспорт транспортного средства (ПТС). И только после этих процедур автомобили могут полноценно ездить по дорогам в России.
Одним из этапов сертификации транспортного средства является техническая экспертиза конструкции, а иногда и испытания автомобиля.
Ведь главное — безопасность транспортного средства — а это совокупность параметров технического состояния машины, обеспечивающая недопустимость риска причинения вреда жизни или здоровью людей.
В идеале транспортное средство должно иметь полную комплектность, обладать конструкцией без каких-либо повреждений, изменений и деформаций, находиться в полном рабочем техническом состоянии.
Если привезенный из Японии автомобиль имеет технические неисправности (битый или «утопленник»), на него необходимо делать таможенную очистку: вывезти со склада временного хранения (СВХ), восстановить все неисправности и дефекты. После этого обращаться в аккредитованную испытательную лабораторию для получения СБКТС. Естественно, лаборатория выдает СБКТС, только в том случае, если восстановленное транспортное средство соответствует всем требованиям. Позже владелец авто, имеющий на руках СБКТС направляется за получением ПТС.
РЕАЛЬНОСТЬ
На деле в этом бизнесе, с оборотом в 8000 ввозимых поддержанных японских машин в месяц в Приморский край, всё происходит по-другому. Фирмы-продавцы и компании, занимающиеся оформлением «беспробежных» машин («брокеры»), круто срезая процессуальные углы, действуют в выгоду себе, рискуя здоровьем потенциальных покупателей машин. По большей части, брокеры «оптимизируют» процесс получения всех «бумажек», чтобы как можно быстрее отдать транспортное средство заказчику — условному продавцу машин с авторынка «Зеленый угол». Происходит это так: брокеры договариваются с лабораторией, которая выписывает СБКТС на поврежденное (ещё не восстановленное) транспортное средство, находящееся на момент выдачи документа на Складе временного хранения (СВХ), минуя реальный процесс восстановления машины. То есть разбитый автомобиль выезжает с СВХ, уже имея документ, подтверждающий его пригодность для эксплуатации. А то, как качественно и кем он в действительности будет отремонтирован, остается лишь гадать. Насколько безопасен такой автомобиль для пользователей дорог? Ответ очевиден — небезопасен от слова совсем. К примеру, если машина стала «топляком» (претерпела погружение в воду), то у нее крайне необходимо менять всю электронику внутри, а на этом зачастую экономят нерадивые продавцы, отчего впоследствии страдает покупатель автотранспорта.
Недобросовестные аккредитованные лаборатории выдают свидетельства о безопасности на транспортные средства, эксплуатация которых реально угрожает жизни и здоровью людей, в Приморье совсем не редко. Ежемесячно в течении многих лет таким «кривым» образом в Приморье оформляется порядка 200 машин.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА РОСАККРЕДИТАЦИИ
Как так получилось, что автобизнес, настолько смело действует в Приморском крае, игнорируя вопрос безопасности граждан России? Дело в том, что лицензированием и контролем за деятельностью испытательных лабораторий в Приморье занимается федеральный орган — территориальное Управление федеральной службы по аккредитации по Дальневосточному федеральному округу (руководитель — Куценко Т.В) — который, как стало известно эмпирическим путем, весьма своеобразно подходит к своим контролирующим обязанностям.
Член Общественного юридически-статистического объединения «ДВ-Защита» Эльвира Протасова сообщила, что еще в августе обратила внимание на существующую проблему и халатность некоторых лабораторий, направив несколько жалоб в адрес Управления Росаккредитации по ДФО на имя Т.В. Куценко. Как сказала Протасова, она выявила несоответствия в датах документов машин, где абсолютно очевидно, что поврежденный (битый, утопленный) автомобиль получал СБКТС ранее, чем был зафиксирован его выезд со Склада временного хранения (материалы имеются в распоряжении редакции). Информацию с доказательствами нарушений она направила в ведомство, однако ни одна жалоба не была рассмотрена. Более того, согласно ответу руководителя ведомства Куценко Т.В., обращения члена ОЮСО «ДВ-Защита» были признаны анонимными (что юридически освобождает чиновника от рассмотрения обращения). Куценкто Т.В. вместо того чтобы проверять факты грубейшего нарушения (а она в любом случае обязана информацию проверить) начала вызывать Эльвиру Протасову к себе для установления личности. Получив ответ, что Протасова Э. не может к ней прийти по причине нахождения на дату вызова в другом городе и, в том числе, по причине ситуации с пандемией, Куценко Т.В. тут же придала обращениям анонимный статус. При этом в ответе от Протасовой Эльвиры на имя Куценко Т.В. были разъяснены все юридические аспекты о том что обращение по поводу битых машин было подано с соблюдением всех правил и должно быть рассмотрено. К чему такое явное нежелание рассматривать обращения? Вопрос.
Позже редакции стало известно о том, что, практически, на все жалобы по данной проблеме, поступающие от физических лиц, общественных и некоммерческих организаций на имя Куценко Т.В., дальневосточное управление Росаккредитации «закрывает глаза», всячески перекладывает полномочия, ссылается на другие органы. В распоряжении редакции имеются официальные ответы ведомства, больше похожие на издевательства. Было бы чересчур самоуверенно утверждать о чьей-либо ангажированности в этой теме, однако факты порождают вопросы. Тем более, когда речь идет о лабораториях, выдающих справки о безопасности (СБКТС) на транспортные средства, которые в действительности угрожают жизни и здоровью граждан РФ. Здесь стоит вспомнить статистические цифры количества дорожно-транспортных происшествий в Приморье за 2019-ый год, чтобы в полной мере понять серьезность ситуации, а это, напомним, 12 тысяч ДТП за год. На чьей же совести жизни людей, погибших в автоавариях из-за неисправности подержанного японского авто, получившего СБКТС от такой лаборатории — на совести предприимчивого предпринимателя или представителя власти, который «просто закрыл глаза»?
Насколько известно нашей редакции, ряд неравнодушных компаний и общественных организаций уже готовят большой репортаж на нескольких федеральных каналах об этой проблеме, а также о других незаконных действиях участников автомобильного рынка: брокеров в части налогового законодательства, лабораториях и т.д. Очень скоро мы узнаем много интересных и удивительных фактов, по поводу которых будет много интересных и очень серьезных вопросов.