«Спишем долг, законно»: приморцы могут попасть под сомнительную схему
Адвокат рассказал РИА VladNews, в чём заключаются подводные камни списания кредитов по банкротству
В автобусах, на дверях подъездах, на стенах жилых домов – везде – можно увидеть объявления практически с одинаковым содержанием: «Застряли в долговой яме? Спишем долги. Законно». Проходит эта процедура так: человека объявляют банкротом, банку заявляют, что он больше ничего выплачивать не сможет. Звучит практически идеально. Набрал кредитов, красиво пожил, объявил себя банкротом и ничего не платит. Конечно, в такой схеме полной подводных камней, и не всё так просто. О подробностях данной процедуры поделился адвокат по банкротным делам Станислав Лемеш.
«Банкрот должен найти не малые деньги до начала процедуры: государственная пошлина – 300 рублей, внесенная на депозит сумма финансовому управляющему – 25,000 рублей. Допустим, человек, который не может оплатить 25 тысяч в месяц по какому-нибудь кредиту, где он возьмет тогда деньги для процедуры? Бесплатно эта услуга не проводится. Плюс прочие расходы на организацию, порядка 10, 000 рублей. И вот уже сумма в 35,000. А если не самому, а через управляющего, который предлагает свои услуги – то те суммы, что я слышал минимально: это 70, 000 за полгода. И где эти деньги брать должнику?» - рассказывает Станислав Лемеш.
Долги никто не списывает просто так. Чтобы долг превратился в ноль, нужно пройти процедуру целиком. Банкротство не подразумевает постепенное списание долга; речь о взыскании долгов кредиторами. Именно кредиторы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы подать на банкротство. Представьте ситуацию, что человек не платит по своим кредитам, конечно, самому банку выгоднее, чтобы такого должника признали банкротом. Банкротство развязывает банкам руки, они могут забрать в счет уплаты долга имущество: машину, мебель и даже квартиру.
«На человека, у которого заведомо пусто, никто не будет тратить деньги. Банкротство проводится, когда у человека как бы ничего нет, но можно взыскать: дебиторскую задолженность, вернуть имущество назад. Классика жанра: переписывают все на жену, брак расторгли, и все хорошо. В банкротстве первая задача – это оспорить все сделки, что были незаконными. И банкротство оспаривает это на раз два» - говорит Станислав.
Сама процедура банкротства физического лица появилась впервые в 2015 году в Приморье, и первый год даже никто не знал, как её вести. Можно сказать, что фактически она работает с 2016 года – и 5 лет для такой масштабной процедуры – это совсем немного в рамках адвокатского опыта. Станислав Лемеш уверен, что закон молодой, и он будет реформироваться, но как будет дальше – пока не совсем понятно.
«Когда ко мне обращаются за услугами, то я сразу говорю, если банкротство клиенту не подходит. Там есть много нюансов, один из которых - нельзя быть руководителем коммерческой компании. Сами кредиторы стали все больше этим интересоваться, и я думаю, что скоро механизм пойдет по этому направлению: что люди, которые проходят через банкротство, будут еще проходить через уголовное производство» - подмечает Станислав.
Плюс, процедура банкротства очень долгая: если она пройдет за полгода или год – это еще отлично. В среднем это 2–3 года. Бывает и больше, если конкретно идет речь о взыскании денег и оспаривании сделок, поиске активов. Адвокат Станислав Лемеш уверен, что лучший выход – не брать в долг. А если брать, то только по силам.
Любой должник должен понимать, что банкротство – это крайне неприятно, об этом и говорят адвокаты. Само обозначение в юридической сфере именуется как «несостоятельность». Человек поражается в правах: нет возможности совершать какие-либо сделки, блокируются банковские карты и так далее. Человек-банкрот практически не свободен: за ним присматривает финансовый управляющий. Все источники денежных поступлений у банкрота заблокированы. Если поступают какие-то деньги, они сразу уходят на управляющего. У банкрота нет возможности купить что-то.
Банкрот попадает в черный список, выбраться из которого уже невозможно.