Экомода в Приморье: не отстают ли местные дизайнеры от мировых трендов?
Корреспондент РИА VladNews узнал, какую одежду можно называть «экологичной»
Производство одежды из органических материалов - не только новомодный тренд, но и действенный способ уменьшить степень вредного воздействия на окружающую среду. В наши дни ни один уважаемый бренд или дизайнер не может игнорировать эко-тренд. Одежда и обувь из органического хлопка, льна, бамбука, выращенных без пестицидов, а также изделия из продуктов переработки органических материалов появляются в коллекциях всех ценовых сегментов.
Не отстают ли приморские дизайнеры от мирового «экологичного» тренда - узнал корреспондент РИА VladNews.
Что такое экомода?
Модная индустрия вредит планете почти так же, как нефтяная промышленность. Вред наносится и пестицидами, и химикатами, которые используются при выращивании хлопка и окрашивании тканей, и выбросами газов при производстве синтетики и из-за перепроизводства в целом
Истоки тренда экологичности уходят в далекие 60-ые XX века. Зародился он в субкультуре «хиппи». Именно они первые заговорили о бережном отношении к планете, окружающей среде, ресурсам и здоровью человека. Они ввели понятие «экомода» или экологическая мода - производство одежды и обуви без нанесения вреда природе, загрязнения. И главное требование - чтобы вещи не вредили человеческому здоровью.
Экодизайнеры используют три вида материалов:
произведенные из органических растений — шелк, хлопок, шерсть; сотканные из диких, легко возобновляемых культур — крапива, конопля, бамбук, соевое волокно; из рециклированного сырья — бывшая в употреблении одежда, обувь, пластиковые бутылки и даже автомобильные шины.К экотканям относят и полиэстер, именно его и производят из переработанного пластика.
Первые шаги, развитие
Впервые о рециклировании заговорил Ивон Шуинар в 1980-ых годах в США, он внедрил технологию переработки пластика и другого мусора в ткани для создания альпинистского снаряжения.
В 1993 году NIKE запустила переработку изношенных кроссовок в гранулы для покрытия беговых дорожек и спортивных площадок.
С 2006 года ZARA активно занимается производством тканей из экологически чистого сырья без красителей, из переработанного вторичного сырья. Также основатель инвестирует средства в разработку технологий экономного расходования бумаги, энергии, пластика.
Говоря об экомоде, нельзя не упомянуть Стеллу МакКартни. Философия ее бренда — защита окружающей среды и здоровья человека. Дизайнер считает, что производство не должно губить природу, а одежда не должна вредить здоровью. Для своих коллекций Стелла использует:
экохлопок; кожзаменитель; биркифлор; материалы из рециклированного пластикаТакже эко-позиции придерживаются Gucci, H&M, Levi’s, Banana Republic, Topshop, Uniqo и Melissa.
Одежда может быть произведена не только на основе натуральных волокон, но и из других, совершенно непривычных для обывателя материалов - например, из пластика. Конечно, пластика переработанного - и превращенного в полиэстер.
Технология образования вторичного полиэстера кажется простой: на перерабатывающих заводах с пластиковых бутылок убирают крышки и этикетки, емкости категорируют по цвету. Потом очищенный пластик прессуют, режут на мелкие кусочки и пропускают через паровой котел. В результате всех манипуляций образуется вторичная гранула или флекс, вещество, готовое для производства новых продуктов.
Из вторичной гранулы делают, в частности, полиэстер – ткань, которую несложно стирать, при этом материал быстро сохнет, после стирки не меняет размер и форму. Полиэстер вторичного использования стал одним из главных материалов в арсенале eco-friendly дизайнеров.
В силу своей практичности, устойчивости к ультрафиолету и загрязнению полиэстер используется для создания синтетических тканей, из которых шьют верхнюю одежду - чаще всего куртки и плащи.
Вклад российских дизайнеров
В России рынок таких изделий невелик и проходит стадию становления. Первая национальная неделя “экомоды” состоялась в июне 2012 году в Москве. Активная представительница мира «экомоды» - Людмила Норсоян. Она выпускает эко-одежду с 2011 года. Для моделей использует хлопок, джерси, инновационные плотные пряжи.
В России существует пять основных российских брендов одежды, которые придерживаются экоконцепций:
«ТЕЯ»
Основательница бренда Катя Голубятникова создает одежду для реальных людей, а не для моделей из агентства. «Тея» ориентирована на экологичность от и до: всю одежду вручную шьют в Москве, в производстве обходятся без синтетики и пластиковой упаковки.
«NNedre»
Марка NNedre известна своими базовыми минималистичными вещами, которые можно носить каждый день и легко комбинировать друг с другом. У бренда собственное производство в Санкт-Петербурге, где одежда выпускается небольшими партиями, а остатки материалов для взрослой коллекции идут на создание детской эколинейки, хлопковые и холщовые сумки-шопперы.
«Petrichor»
Название эко-бренда Petrichor, созданного дизайнером Анной Погодиной, переводится как «запах земли после дождя». В основе одежды натуральные ткани - бамбук, органический хлопок, крапива, шерсть, а также натуральные нити, пуговицы и тесемки. Продумана даже упаковка в виде мешочков из остатков материалов: так и лоскутки пригодятся в деле, и мешочек можно повторно использовать, положив туда небольшие предметы, которые обычно разбросаны по дому.
«Mira Fedotova»
Мирослава Федотова развивает свой бренд, взяв за основу концепцию осознанного потребления и устойчивой моды. Предпочтение отдается экологичным материалам - лиоцеллу, крапиве, органическому хлопку и стоковым итальянским тканям, оставшимися от коллекций модных домов. Заказы выдают в тканевых сумках, которые понадобятся и потом, чтобы ходить за продуктами.
«Revalu»
Название марки - сочетание двух слов: revolution и value, означающее революцию ценностей. Создатели бренда, мама с дочкой Ольга и Екатерины Колосовы, любят животных и помогают им, поэтому предлагают альтернативу шубам из натурального меха: у вас будет дизайнерская вещь, которая стильно смотрится и спасет от морозов, но при этом норки и лисицы не пострадают.
Вклад приморских дизайнеров
Приморские дизайнеры стараются не отставать от мировых трендов.
В частности, студенты Институт сервиса, моды и дизайна ВГУЭС изучают «экологичный тренд» на занятиях, посвящают ему свои научные исследования, проводят мероприятия, цель которых популяризировать отказ от потребительского отношения к одежде.
Плащи и куртки из пластиковых бутылок и другого мусора местные дизайнеры не делают – в крае нет полноценной фабрики, чтобы осуществлять такие сложные технические процессы. Однако местные дизайнеры нашли выход. Многие из них придерживаются одному из направлений экомоды - апсайклингу (upcycling) – или же вторичной переработке. Главное отличие апскайклинга от ресайклинга состоит в том, что в первом случае предметы не подвергаются довольно серьезной промышленной переработке (как это происходит, к примеру, с пластиком или стеклом). Апсайклинг – это такой оригинальный и креативный подход к «новому прочтению» уже старого предмета. Такой способ заботы об экологии очень понравится творческим приморцам, любителям хендмейда и просто различных оригинальных штучек.
Например, секонд-хэнды RARE SET поддерживает осознанное потребление и предоставляет молодым дизайнерам материалы и возможность быть представленными в их магазине. Подобные секонд-хенды позволяют сохранять чистоту окружающей среды. Ведь, используя б/у одежду, мы способствуем сокращению масштабов производства новой, а, значит, и сокращению токсичных для природы последствий.
Фото: rare_set
Другие приморские активисты устраивают своп-вечеринки – от английского swap – меняться. То есть, во время подобных мероприятий люди обмениваются одеждой, книгами, бижутерией, декоративными предметами интерьера. Своп – часть культуры осознанного потребления и новый модный тренд. В отличие от секонд-хендов, здесь можно приобрести новую вещь совершенно бесплатно. Основная идея свопов – дать хорошим, но вышедшим из употребления вещам вторую жизнь у нового владельца. Ребята из проекта cozy_second_vl как раз-таки организуют своп-вечеринки во Владивостоке.
Фото: cozy_second_vl
Местные дизайнеры в силу своих возможностей создают новые вещи из материалов, которые уже не используются по своему прямому назначению. Например, Лолита Кузьменко - студентка института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС, создала рубашку из парашютного шёлка с возможностью изменения силуэтной формы.
Фото: lolita_kuzmenko
Таким образом, уже непригодный парашют обрел новую жизнь в качестве модного и актуального предмета гардероба. У Лолиты есть рабочая страница в Instagram, где она выкладывает свои изделия, девушка активно участвует в экомодной городской тусовке. Вместе с остальными активистами организовывает мероприятия, цель которых - отказ от излишнего потребительства и популяризация идей экомоды среди молодежи Приморья.
Фото: lolita_kuzmenko_art
Мода будущего будет идти в сторону наименьших затрат как на производство одежды, так и на ее приобретение и поддержание в должном состоянии. Экомода - это забота об окружающей среде и здоровье человека. Это первый шаг на пути к спасению планеты от экологической катастрофы.