Как стать приемным родителем - интервью с психологом
Какие вопросы стоит проработать до того, как принять ребенка в семью
Причины, чтобы принять ребенка в семью могут быть разными – невозможность иметь собственных детей, трагедия с близкими, гуманистические побуждения. Чем бы ни было продиктовано решение, будущий приемный родитель обязан пройти обучение в школе приемных родителей. Органы опеки не примут документы, пока кандидаты в усыновители не пройдут психологический тренинг. Корреспондент РИА VladNews пообщался с Еленой Косныревой, психологом высшей категории, преподавателем отделения школы приемных родителей в Артеме.
КАК ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОТСЕИВАЕТ ТЕХ, КОМУ ЭТО НЕ НАДО; И ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО
«Не могу сказать, что мы представляем собой огромную профилактику. Люди, которые пришли сюда, они находятся в начале пути. Потенциальных приемных родителей органы опеки первым делом отправляют в школу. Людей, которые еще не решили быть или не быть приемными родителями, а хотят просто прийти и попробовать эту роль, чтобы понять надо им это или нет, очень мало. Это идеальный вариант, когда так, но таких учеников в школе меньше всего. Как правило, приходят люди с готовым решением «хочу взять ребенка в семью».
Идеально - если человек ещё не решил до конца, вообще, он хочет или нет быть приемным родителем. Тогда здесь на месте мы прорабатываем с ним все самые важные вопросы и моменты, и человек осознанно принимает решение. На самом деле мы очень радуемся, когда человек после курса понимает, что ему не стоит брать ребенка в семью. Это осознанно и умно. Мы таких людей очень уважаем. Это значит, что ребенка не вернут на полпути обратно, и ему не нанесут еще одну тяжелую психологическую травму.
Процент отказов будет всегда, потому что люди — это всего лишь люди. Мы все ошибаемся, но безумно обидно, что мы иногда ошибаемся за счет детей. Пусть даже потом понимаем свои ошибки. Я, по крайней мере, не знаю такого рецепта, что надо внести вот такие изменения в процесс усыновления, и тогда отказов не будет. Нет. Можно ужесточить правила, проверять кандидатов еще доскональное, но это не поможет, потому что поломка может произойти по пути. Может произойти развод приемных родителей, болезнь, смерть, да что угодно может произойти», — говорит Елена Коснырева.
ВАЖНО ПОНЯТЬ СВОЙ ИСТИННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПРОС
«Мне нравится, что многие люди, пройдя нашу школу, принимают решение отказаться от этой идеи. Кто-то не отказывается идеи помощи детям, но такие люди уже не берут ребенка в семью, а становятся волонтёрами, занимаются общественной работой. Эти люди что-то делают для детей, но делают уже грамотно.
А еще важно, что человек из школы приемных родителей не выходит пустым. Даже если человек в процессе обучения принял решение отказаться от того, чтобы стать приемным родителем, все равно он выносит много нового и полезного.
Бывает, человек берет ребенка, и в процессе возникают сложности. Приемный родитель всегда может обратиться в школу за поддержкой. Иногда родитель приходит и говорит: «я его или верну, или я не знаю, что уже делать». Конечно, мы помогаем советами, делаем все, чтобы отказы минимизировать.
Это школа, но оценки мы никому не ставим. Человек многогранен. На 100 % люди сами не осознают, для чего они берут ребенка. Обычно посылы такие – помочь сироте, сделать доброе дело. И все это направленно во вне. Признаться, что все это «шкурный» вопрос: и принимая ребенка в семью, я не просто помогаю сироте, а удовлетворяю свои психологические потребности, свои эмоциональные запросы, могут далеко не все. Когда мы начинаем понимать собственную мотивацию, мы поступаем осознанно.
Люди к нам приходят разные, а процессы и механизмы у всех одинаковые» - говорит психолог.
НЕ ВСЕ ДЕТИ ХОТЯТ ПОПАСТЬ В СЕМЬЮ
Не всем надо брать детей, и не всех детей надо устраивать в семью, ведь не все дети хотят в семью. Например, это подросток. Если он уже самодостаточная личность, то зачем ему кто-то, кто будет указывать, как жить. И тогда гостевой режим замечательно подходит. Ребенок видит, что такое семья, как устроена семья, какие бывают правила. Он может извлечь для себя опыт, он сам решает, что брать, а что нет, ведь правила ему никто не навязывает. Подросткам вообще замечательно подходит гостевой режим. Подросток ходит в гости, начинает дружить. Здесь уже сложно сказать, что ребенок заново родился в семье. Ему не три, не пять и не семь. У него уже конкретный возраст, а значит и конкретные понятия, и есть, скажем так, свои зубы и даже коренные. Но если такой ребенок начинает дружить с вами, он начинает брать от вас самое позитивное, и делает это добровольно. Потом уже вы принимаете решение, и он принимает решение: жить или не жить вам вместе. Но это происходит осознанно. А некоторым детям и не надо жить вместе с вами. Они просто дружат, и этого достаточно. У вас наверняка в детстве были авторитетные, но посторонние вам люди. Какой-нибудь дядя Вася жил на соседней площадке. Я сейчас утрирую, но, допустим, он так феерично делал скворечники, что это повлияло на вас на всю жизнь, вы стали с заботой относиться к животным. Здесь тоже самое, можно многое дать ребенку. Ребенок не знает, как живется в семье, но, приходя к нам в гости, он может это увидеть. На выходе из детдома у него будет хоть какая-то картинка.
ПОЧЕМУ ШКОЛУ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЙ СТОИТ ПРОЙТИ НЕСКОЛЬКО РАЗ
Хорошая практика, когда школу приемных родителей проходят несколько раз. Взяли ребенка в одном возрасте, перед этим прошли школу. В 2 года это один ребенок, а в 7 лет он уже совсем другой. Проходить школу полезно тогда, когда есть такая потребность. Меня, конечно, никто не спрашивает, но, если бы меня спросили, то я бы сказала, что надо проходить школу хотя бы раз в пять лет, как повышение квалификации. Родительство — это профессия.
Все, кто приходят сюда, приходят не добровольно. Люди сначала приходят в опеку, а там их в обязательном порядке отправляют пройти школу. Скорее всего, они идут без особого желания сюда. Некоторые думают: «ну, зачем я субботы буду тратить? Ну что мне там психолог сможет рассказать?» Но уже после первого занятия мнение у людей меняется, они понимают, что тратят время не впустую. После школы люди рассказывают, что это было здорово, очень полезно, что лишней информации нет, все только то, что нужно. Если сразу после школы людям предложить вернуться через пять лет, то большинство ответит – «а давайте». Но пройдет пять лет, и эти люди будут заняты обычными бытовыми делами, им будет просто некогда. А если это будет обязательно, то люди точно придут еще раз. Я за то, чтобы в самой маршрутной карте приемного родителя было прописано, что школу приемных родителей надо проходить раз в пять, семь лет. Пусть это будет всего три недели – три занятия, но они должны быть. Мы проводим, конечно, семинары и встречаемся. Приемные родители знают об этом, многие такие занятия посещают. Но это происходит разово, и это не обязательно, а значит даже разово ходят не все.
Материал подготовлен в рамках проекта "Рожденные сердцем".