Впервые найдена чёрная дыра, которая создаёт звёзды, а не поглощает их

Телескоп «Хаббл» обнаружил стимулирующую звёздообразование чёрную дыру

531238ca3a30955cd15b5972b1ce9514473b6e00.jpeg

На снимке космического телескопа «Хаббл» астрономы увидели мост из горячего газа, соединяющий чёрную дыру в центре карликовой галактики Henize 2-10 и ближайшую область звёздообразования. Данные о скорости истечения газа из чёрной дыры и возрасте звёзд указывают на причинно-следственную связь между ними. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature, сообщает РИА VladNews со ссылкой на РИА Новости.

Чёрные дыры обычно представляют как монстров Вселенной, разрывающих приближающиеся звёзды и поглощающих их вещество. Данные, полученные телескопом «Хаббл», показывают чёрную дыру в центре галактики Henize 2-10 в новом свете. Она не подавляет, а стимулирует звёздообразование вокруг себя. Снимки «Хаббла» и результаты спектроскопии демонстрируют отток газа от чёрной дыры к области рождения ярких звёзд.

Карликовая галактика Henize 2-10 находится в 30 миллионах световых лет от нас, в южном созвездии Пиксид. Количество звёзд в ней примерно в десять раз меньше, чем в Млечном пути, а в центре находится массивная чёрная дыра. В связи с этим десять лет назад эта маленькая галактика уже оказывалась в центре внимания астрономов в связи с дискуссией о возможности образования массивных чёрных дыр внутри непропорционально маленьких галактик.

«С самого начала было понятно, что в Henize 2-10 происходит что-то необычное. Теперь "Хаббл" предоставил чёткую картину связи между чёрной дырой и соседней областью звёздообразования»,  ̶  приводятся в пресс-релизе НАСА слова одного из авторов исследования Эми Рейнс (Amy Reines) из Университета штата Монтана в США.

На изображении центральной области карликовой галактики Henize 2-10 со вспышкой звёздообразования прослеживается истечение или мост горячего газа, соединяющий массивную чёрную дыру галактики и область звёздообразования, находящуюся на расстоянии 230 световых лет от неё.

Учёные считают, что несколько миллионов лет назад поток горячего газа врезался в плотное газовое облако и растекся, «как вода из шланга, ударившаяся о насыпь грязи». Теперь скопления молодых звёзд выстраиваются перпендикулярно потоку, отмечая путь его распространения. Данные спектроскопии указывают на то, что поток газа двигался со скоростью около 1,6 миллиона километров в час.

«Henize 2-10 находится достаточно близко, на расстоянии всего 30 миллионов световых лет, чтобы "Хаббл" смог очень чётко зафиксировать как изображения, так и спектроскопические свидетельства истечения из чёрной дыры. Сюрпризом стало то, что вместо того, чтобы подавлять звёздообразование, чёрная дыра провоцирует рождение новых звёзд»,  ̶   говорит ведущий автор исследования Закари Шутте (Zachary Schutte).

Авторы отмечают, что в более крупных галактиках обычно наблюдается противоположный эффект  ̶  материал, падающий на чёрную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы  ̶  джеты, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. Газовые облака, находящиеся на пути джетов, разогреваются выше предела возможного образования звёзд. Но в случае с менее массивной чёрной дырой в Henize 2-10 и её более мягким истечением газ сжат ровно настолько, чтобы вызвать новое звёздообразование.