Чего ждать от города Спутника во Владивостоке

Сможет ли приморская столица стать городом-миллионником

619a9ad11bc626f07d6f53fd34611fb017d32eee.jpeg

Сенатор от региона Людмила Талабаева на заседании расширенного комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в Совете Федерации своими вопросами поставила в неловкое положение министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, сообщает РИА VladNews.

Сенатор завела разговор о городе под названием Спутник, который должен, по идее, стать органичным продолжением стремительно развивающегося Владивостока. Ну это если исходить из документов, на основе которых Спутник и решили строить. Жители-то города в курсе, что с мечтой стать городом-миллионником Владивосток распрощался в момент развала СССР.

Чекунковские деревни

Сенатор, как говорится, молчать не стала. Её заинтересовали такие негативные моменты осуществления строительства будущего приморского города-300-тысячника, как опустынивание в его пользу и так уже обезлюдевших северных окраин Приморья и уже сегодня внезапно возросшие из-за ТОР «Надеждинская» нагрузки на сильно изношенную инфраструктуру Надеждинского района. Нынешней зимой люди там сидели без тепла и света неделями. Энергетики только и латали порванные провода и трубы.

А что вы хотите? Такая нынче схема работы российской энергетики: деньги, собранные по неслабым тарифам в регионах, покрывают кое-какие затраты, а остальное отправляется прямиком на счета головных контор. Там нужно кормить тысячи и тысячи эффективных менеджеров, многие из которых и розетки в своей жизни не починили. По московским расценкам, разумеется, кормить, а не по тем зарплатам, которые москвичи с кровью на дёснах начисляют нашим мужикам, лазающим по гнилым ЛЭП в 40-градусный мороз. Инвестиции в модернизацию ныне не в тренде, и Минэнерго это, похоже, по какой-то причине нравится.

Хорошо хоть приморский губернатор немного прижал столичных хапуг от энергетики. Спасибо ледяному дождю, который на всю страну показал, во что превратилось энергохозяйство региона. Тут уже не о замене проводов нужно думать, а о строительстве новой электростанции.

Мы это всё к тому, что, похоже, по проекту города Спутника остаётся серьёзное непонимание. Главное из которых: ради чего, собственно, всё это делается? Да ещё в такие заявленные ударные сроки, как 10-15 лет, – абсолютно нереальные для развития дальневосточных городов. У нас отели во Владивостоке десятками лет строятся.

Напомним, что Владивосток и Хабаровск стали 300-тысячниками примерно через 100 лет со дня образования и затем ещё примерно за 60 лет смогли увеличить своё население на следующие 300 тысяч. Комсомольску-на-Амуре для статуса 300-тысячника потребовалось 40 лет с небольшим, но вот уже 25 лет, как он его потерял, и сегодня население «города молодых» составляет всего около 240 тысяч. Причём молодёжь разбегается из него, как тараканы от дуста.

Даже космос не помог

Можно привести более свежий пример развития перспективнейшего дальневосточного города. Это Циолковский в Амурской области. Его градообразующим предприятием сейчас является космодром Восточный. Предполагалось, что к настоящему времени его население сможет достигнуть 25 000 человек. Но за последние 20 лет оно увеличилось всего лишь с 5 050 человек до 7 193. И это вполне объяснимо: такой высокотехнологичной отрасли, как космическая, давно не требуются тысячи работников. Собственно, как и для многих иных современных отраслей, ориентированных на автоматизацию, высокий уровень организации труда и его производительности. Да и, будем откровенны, сам космодром пока известен не запусками, а космическим воровством средств при строительстве.
Территория опережающего развития «Надеждинская» перспективней для города Спутника, чем космодром Восточный для Циолковского. Но не в столь серьёзной степени, чтобы ускоренно строить заявленный 300-тысячник.

В середине 2020 года, когда этой ТОР исполнилось пять лет, губернатором Олегом Кожемяко было отмечено, что всего реализовано четыре проекта, в результате чего создано 500 рабочих мест. Поскольку в структуре населения сегодня на одного работающего приходится один неработающий, то таким образом были созданы условия для поселения примерно в 1000 человек.

Пляшем от ТОР

По данным Корпорации развития Дальнего Востока, к настоящему времени резидентами ТОР «Надеждинская» заявлено создание 8 017 рабочих мест. Для такого количества работников и их иждивенцев достаточен городок численностью 15-17 тысяч человек. Это если в ТОР не брать на работу жителей Владивостока, Артёма и Надеждинского района, уже имеющих своё жильё. Без них, пожалуй, можно ограничиться строительством микрорайона всего лишь на 10 тысяч человек. Строительство большого города в данной ситуации – это пустить телегу впереди лошади – для тех, кому в городе не будет работы, он будет не нужен. А ведь уже на первом этапе его развития (а это лет десять) Спутник предлагается вырастить до 50 тысяч человек. 

Вообще, чтобы строить в районе, определённом под Спутник, город-300-тысячник, необходимо создать в 30 раз большую занятость населения, чем она просматривается на сегодня развитием ТОР. Хотя, как вариант, возможно создание его, скажем, как «города для дальневосточных пенсионеров», где трудовая занятость не имела бы серьёзного значения. Опять же обещанный «комфорт городской среды» нового города может по достоинству оценить именно эта категория населения, которой трудовая занятость и высокие заработки уже как бы и ни к чему, а любование красотами и культурный досуг  ̶  на первом месте после здоровья.

Кстати, о заработках, которые должны заманивать людей жить в новый город Спутник. В основном, в Надеждинском районе и в ТОР работники сейчас приглашаются на заработки в 45–70 тысяч рублей. Реже – специалисты на 100 тысяч и более. Но это не те деньги, о которых сегодня мечтают у нас в стране, чтобы ради их зарабатывания сниматься из западных регионов страны и ехать в Приморье. Недавнее исследование интернет-ресурса «Работа.ру» показала, что в среднем наши граждане надеются на работу с заработком в 166 тысяч рублей в месяц. А при такой инфляции, какая у нас сегодня, и эта цифра мгновенно устареет. Понятно, что таким потенциалом среднего заработка будущий город Спутник пока не манит.

С жильём вышла заминка

Если говорить о заманивании «дешёвым жильем», то и с этим пока не всё ясно – относительно чего оно будет дешевле. Действительно, квадрат здесь пока что стоит меньше среднего владивостокского, который на вторичном рынке к январю оценивался порталом «Мир квартир» в 150 451 рубль, а на рынке нового жилья – 142 590. Их можно сопоставить с ценами в проектах строительства нового жилья, осуществляемых рядом с будущим городом Спутником. 

В январе в новом доме ЖК «Надеждинское полесье» квадрат предлагался от 104 439 рублей до 182 809, а в малоэтажном ЖК «Формат» – от 84 926 до 148 581 рубля. На вторичном рынке жилья в Вольно-Надеждинском приличный вторяк идёт по 100-110 тысяч рублей за квадрат. 

Для ряда крупных российских городов средние цены на вторичном рынке в конце минувшего года составляли 55–75 тысяч рублей, а на рынке нового жилья – 65–85 тысяч.

Можно предположить, что строительство квадрата нового жилья в первом квартале этого года (если бы оно уже велось) в сегодняшних ценах в Спутнике определялось бы рыночной стоимостью квадрата, спускаемой Минстроем РФ, – это 116 409 рублей. Стоит заметить, что рыночный квадрат новостроя для Московской области был предложен в размере 108 488 рублей. А в ряде других областей ЦФО – в два раза и более дешевле приморского! В Брянской – 44 178 рублей, в Тамбовской – 45 435, в Смоленской – 47 463, в Ивановской – 48 145 и в Ярославской области – 66 610 рублей. 

Можно предположить, что соотношение цен не в пользу города Спутника относительно центральных областей России сохранится на долгие годы. Вернее, навсегда. Если, конечно, кто-то не даст отмашку строить здесь некое льготное жильё за счёт бюджета. Поэтому нуждающимся в жилье приморцам и дальневосточникам пока остаётся выгодным уезжать в Сибирь или на запад страны, где они могут дешевле решить вопрос с жильём и, вообще, жить дешевле. 

Обещания Минстроя РФ и иных структур, причастных к развитию Дальнего Востока, что в новом 300-тысячнике жильё будет дешёвым, пока пусты: не названы ни ориентировочные цены, ни расчёты, ни то, насколько они обоснованы. 

Опять же, в плане реализации проекта города Спутника, повторюсь с примером строительства посёлка ЖСК «Остров» на острове Русском, когда декларированная стоимость квадрата за 10 лет поднялась примерно с 41 тысячи до 150 тысяч рублей, а нормативный срок строительства поселения всего для 1000 жителей был превышен в несколько раз и растянулся на эти же 10 лет. 

То есть без серьёзных гарантий верить дешёвым обещаниям по строительству жилья во Владивостоке и вблизи от него не стоит. Наоборот, если Спутник окажется очень привлекательным, то цены в нём будут выше декларированных и даже средних по Владивостоку. Например, предполагалось, что тот же район Патрокла станет застраиваться относительно дешёвым жильём, а оно сегодня здесь ничем уже не дешевле, чем в других новых районах города, – в основном, от 130 тысяч до 250 тысяч рублей за квадрат.

Отшиб, он и есть отшиб

Надо полагать, что для владивостокцев, да и иных возможных покупателей, город Спутник на период гармоничного его развития (это ближайшие 50 лет) будет примерно тем же, с чем долгое время в их сознании ассоциировались Змеинка, ул. Снеговая или Артём. То есть как далёкая окраина. Жить в Спутнике и работать во Владивостоке будет, мягко говоря, неудобно. И наоборот тоже.

Похоже, что сама идея этого нового города остаётся, скажем интеллигентно, очень сырой. И стоит подождать очередного Восточного экономического форума в сентябре, когда авторами обещано выложить его проект на суд руководства страны и общественности. Может быть, мы о чём-то и не догадываемся. А вопросы есть.

Опять же, насколько удачно новый город впишется в природную среду? В какой степени удастся сохранить её уровень в низовье реки Раздольной, где один из резидентов вместо охраняемой природной территории предлагает развивать курорт. Не пострадает ли мелководье Амурского залива, являющееся для многих видов рыб родильным домом?

И главный вопрос: откуда взять для него жителей, если даже вроде бы привлекательный Владивосток продолжает терять численность населения? И вообще, как справедливо заметила сенатор Талабаева, зачем замахиваться на мегапроекты, когда нерешёнными остаются проблемы коренных жителей. Или фантазёры из правительства надеются, что они, дескать, всё равно никуда не денутся. Ещё как денутся. Миграцию из региона уже давно пора назвать эвакуацией.

Не получится ли так, что это будет город для мигрантов, труд которых для резидентов ТОР опять же с московской пропиской выгоднее, чем труд коренных приморцев.

Главная беда Владивостока в том, что каждый этап его развития осуществлялся по приказу из столиц. И город Спутник тоже появится по распоряжению сверху. Надо это Владивостоку или не надо. Получите – распишитесь в двух местах. Самостоятельно расти столице региона не позволялось никогда. Наверное, чтобы не зазнавалась и не строила из себя во всех смыслах какой, не дай бог, мегаполис. А то знаем, дескать, мы ваши азиатские замашки.

Поэтому, пока даже последние вчерашние рыбацкие деревушки в АТР стремительно превращаются в растущие во все стороны Даляни и прочие Пусаны, Владивосток смиренно ждёт соблаговоления немного дернуться в своём развитии в какую-то сторону. До следующего указания сверху.

Виктор КУДИНОВ

Другие материалы рубрики "Общество"
bdb7b74e7e198e7e884a38bf24c62544922a63a4.png

Океанариум заплатит более 2,2 млн. руб. ребенку, который упал в отверстие

Прокуратура контролирует расследование уголовного дела

450e9eb29338f68c7abfd302dd5d336b8517c9ee.jpeg

Зарплата 18% жителей Приморья переваливает за 100 тысяч рублей

А 14,6% граждан получают менее 30 тысяч рублей

624b4ff26da786b049710a8d8b19dde0d85132d5.png

Задержан начальник района подразделения «Приморские тепловые сети»

Он обвиняется в выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности при ремонте трубопровода