Два «Некрополя» во Владивостоке - это незаконно, считает УФАС
Решением Приморского управления Федеральной антимонопольной службы административные штрафы в размере 300 тысяч и 12 тысяч рублей заплатят владивостокская компания ООО «Некрополь» и, соответственно, её генеральный директор
Антимонопольное ведомство признало недобросовестной конкуренцией использование чужого «фирменного» названия муниципального бюджетного учреждения, в частности, МБУ «Некрополь».
Близнецы, но не братья
По мнению УФАС, поскольку эти предприятия занимаются похоронными услугами и на территории одного и того же города, то сходное наименование «порождало смешение на рынке и вводило в заблуждение потребителей». Многие жители краевого центра, удручённые потерей близкого человека, при заключении договоров на получение услуги не вникали в организационно-правовые нюансы и не понимали, где бюджетное учреждение, а где частная компания.
Отсюда блуждающие по Владивостоку страшилки о баснословных ценах на ритуальный сервис. Хотя муниципалы всегда работали (и работают) по утверждённым расценкам, учитывающим социальное и финансовое положение своих клиентов.
Кроме того, название «Некрополь» ещё несколько лет назад было зарегистрировано и принадлежало муниципальному предприятию. На тот момент у МБУ был статус муниципального унитарного предприятия.
Его одноимённый «близнец» обосновался через дорогу, в цокольном помещении жилого дома по адресу: Партизанский проспект, 28. Официальный «Некрополь» находится по адресу: Партизанский проспект, 28а. В своё время «В» рассказывал об этой скандальной ситуации.
Напомним, что городская похоронная служба «Некрополь» ещё в январе 2021 года обратилась с жалобой в Приморское управление Федеральной антимонопольной службы на конкурирующее ООО «Некрополь» из-за схожести названия. Плагиаторы-ритуалы знали об этом обращении, но чёрную метку проигнорировали. К какому финалу привела эта самоуверенность, уже известно.
Прежде читай, а потом подписывай
Согласно последним данным, во Владивостоке работают 12 ритуальных фирм, компаний и агентств. Но на слуху у жителей города не больше трёх названий. Конкуренция здесь жёсткая и, как видим, зачастую нечестная. В борьбе за клиентов агенты похоронных предприятий представляются заказчикам сотрудниками известных компаний, например, МБУ «Некрополь», подделывают их фирменные визитки и документы. Расчёт здесь прост: в предпохоронной суете люди не вчитываются в мелкий текст удостоверений, договоров, прайсов и квитанций. Они безропотно платят и подписывают всё, что им подсовывают.
По большому счёту, в этот момент заказчику без разницы, кто захоронит его покойника – общество с ограниченной ответственностью, то есть частная компания, или муниципальное бюджетное учреждение. Лишь бы уложиться в трёхдневный срок. Прозрение наступает позже, когда после погребения подсчитываются расходы, затраченные на похороны.
Поэтому гражданам нужно быть внимательными и спрашивать у ритуального агента трудовой договор и удостоверение. Агенты МБУ «Некрополь» всегда имеют эти документы при себе и показывают их по первому требованию клиента.
Как рассказали корреспонденту «В» в МБУ «Некрополь», прежде чем принять решение о месте захоронения своего близкого, граждане могут позвонить диспетчеру МБУ, который поможет сделать всё правильно изначально, чтобы после похорон не столкнуться с проблемами. Прежде всего люди вправе потребовать от ритуальной компании, чтобы их родственник был захоронен во Владивостоке, в городе, где он жил. А не за десятки километров, что очень неудобно во время похорон и для дальнейшего посещения в поминальные дни.
Кладбища Владивостока не закрыты, места есть, захоронения производятся ежедневно. И прейскурант на похоронные услуги отнюдь не грабительский, а социальный, установленный администрацией краевого центра. И на оформление документов уходит не так много времени. Для этого нет никаких препятствий, как заявляют некоторые представители частных похоронных компаний, чтобы перетянуть похороны из Владивостока в пригород Артёма, на Подгороденку. При этом «забывая» предупредить, что данное кладбище не имеет никакого отношения к Владивостоку. Так как это территория Артёмовского городского округа.
Граждане это осознают через некоторое время, когда за справками о захоронении «на Подгороденке» обращаются в МБУ «Некрополь» и… получают отказ. Потому что учётно-регистрационную работу по захоронениям на погостах города Артёма МБУ «Некрополь» никогда не вело и не ведёт. В данной ситуации люди становятся заложниками недобросовестных ритуальных агентов и фирм, у которых доходы зависят от количества проведённых похорон. Что касается их клиентов, то у граждан из-за отсутствия той же справки о захоронении в будущем могут возникнуть правовые вопросы или проблемы. Например, по установлению наследства умершего или иные судебные тяжбы.
Наши услуги – ваши деньги
Сегодня МБУ «Некрополь» обслуживает не более 10 процентов похоронного рынка во Владивостоке. И у муниципалов в похоронном бизнесе нет какого-либо приоритетного права. Их возможности небезграничны, и они не конкуренты коммерческим организациям. Это социальное предприятие, и вся его деятельность направлена фактически на сдерживание в городе стоимости ритуальных услуг. У МБУ «Некрополь» простой транспорт и бюджетные цены. Несомненно, коммерческие структуры в этой сфере деятельности были, есть и будут. Они тоже нужны. Например, если кто-то хочет получить какие-то сверхуслуги, то он их получит за большие деньги. Каждому своё. Но вводить людей в заблуждение, называть свою фирму чужим именем, чтобы зарабатывать на чужой репутации, – всё это противоречит закону.
Какое имя после предписания антимонопольного ведомства возьмёт обезличенное ритуальное ООО, сказать трудно. Кроме того, коммерсантам придётся снять с фасада своего офиса незаконное название.
Справка
Статья 14.4. КоАП РФ «Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг»: «Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг».
Сергей КОЖИН