В России хотят установить общие габариты клади в самолетах ̶ «Известия»
Каким компаниям придётся пересматривать нормы
Общественники попросили Минтранс законодательно зафиксировать минимальный размер провоза ручной клади в самолётах на уровне 100 см по сумме трёх измерений. Это следует из письма Общероссийского объединения пассажиров (ООП) в ведомство (есть у «Известий»). Сегодня у российских перевозчиков этот параметр варьируется от 90 до 120 см. Причём в законе установлен только минимальный размер по весу ручной клади в пять килограммов, но не по габаритам. Если инициатива будет принята, то, как минимум 11 компаниям, придётся пересмотреть свои правила, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «Известия».
Во всю длину
Общероссийское объединение пассажиров составило рейтинг авиакомпаний России по условиям провоза животных, ручной клади и багажа. Эксперты проанализировали данные 26 крупнейших перевозчиков. Оценка проводилась ООП в инициативном порядке, чтобы информировать пассажиров и выработать новые предложения, сообщил «Известиям» председатель объединения Илья Зотов.
В ООП заключили, что по размерам ручной клади у российских авиакомпаний встречается шесть различных вариантов ̶ от 120 см по сумме трёх измерений до 90 см (120, 118, 115, 95, 93, 90). Причём у 15 из 26 перевозчиков габариты составляют 115 см и более, а у 11 других ̶ 90 см или 95 см. Это «Победа», Utair, Nordwind, Smartavia и Red Wings, а также перевозчики из второго и третьего дивизионов ̶ PegasFly, Royal Flight, «РусЛайн», «Ижавиа», «ЮВТ Аэро» и «Газпром авиа».
Объединение предложило законодательно зафиксировать минимальные габариты ручной клади на уровне 100 см, за исключением тех типов самолётов, где данное требование объективно невыполнимо. Письмо с таким предложением было направлено в Минтранс 9 февраля (его копия есть у «Известий»). В нём глава ООП Илья Зотов напомнил, что в действующих федеральных авиационных правилах уже есть требование по весу ручной клади для бесплатного провоза ̶ не менее пяти килограммов на одного пассажира. Справедливо было бы установить аналогичное требование и по габаритам, это повысит качество услуг перевозчиков, считают общественники.
Кроме этого, ООП предложило законодательно ограничить максимальный тариф на провоз домашних животных в самолётах. Сегодня минимальная и максимальная стоимость этой услуги в отрасли отличается в восемь раз, выяснили общественники. Самая дорогая перевозка животных у авиакомпании «Ямал» ̶ 6,5 тыс. рублей, а самая доступная ̶ у «Газпром авиа», «Ангары», «КрасАвиа», где услуга обойдётся в чуть более 100 рублей за килограмм. При этом в ООП не указывают, какой именно размер тарифа следует принять за максимальный.
«Известия» направили запрос в Минтранс.
Включить габариты
Опрошенные «Известиями» перевозчики не готовы к общей фиксации размеров ручной клади, которая для многих может обернуться необходимостью изменения действующих в компаниях правил. В «Аэрофлоте» (в группу входит лоукостер «Победа») «Известиям» сказали, что авиакомпании устанавливают нормы, исходя из своей бизнес-модели, и они в принципе не могут быть едины для всех. Сам «Аэрофлот» разрешает брать в салон предметы размером до 55x40x25 см (120 см), то есть его эта новелла не затронет.
— Если бюджетный перевозчик предлагает тарифы на перевозку ниже полносервисного, это значит, что их нормы перевозки не могут быть одинаковыми. В противном случае за счёт чего бюджетный перевозчик будет компенсировать свои сверхнизкие тарифы? — задаётся вопросом представитель авиакомпании.
Багаж или ручную кладь сверх установленной нормы пассажир оплачивает отдельно, что служит дополнительным доходом для авиакомпаний, напоминает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По словам источника «Известий» в одном из перевозчиков, около 70–80 % билетов реализуются по тарифам ниже себестоимости, а выход на безубыточность происходит во многом как раз за счёт доходов от дополнительных услуг.
Представитель «Победы» сообщила, что габариты ручной клади у авиакомпании составляют 93 см и установлены по рекомендации Boeing (перевозчик эксплуатирует суда Boeing 737-800) и под обеспечение бизнес-модели лоукостера.
В Smartavia считают достаточным наличие требования о бесплатном провозе пяти килограммов ручной клади. Кроме того, большинство пассажиров перевозчика и не нуждается в увеличении нормы более 90 см, ведь это позволяет им совершить перелёт по низкой стоимости, добавляет представитель компании.
В «Уральских авиалиниях» (норма провоза клади ̶ 115 см) сказали, что им не принципиальна установка минимальной нормы в 100 см, так как уже сейчас у компании она больше.
В других авиакомпаниях из рейтинга не ответили на запросы «Известий».
Спорная мера
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) установила рекомендации в отношении максимальных размеров ручной клади (56x45x25 см, 126 см в сумме трёх измерений), но они не обязательны к исполнению, авиакомпании могут сами определять свои требования, напоминает младший партнёр Bain & Company Сергей Зайцев.
Установить единые габариты для всех типов самолётов и гарантировать пассажирам предоставление данной услуги, скорее всего, будет невозможно, считает эксперт. Современные суда компонуют в зависимости от потребностей конкретного перевозчика, поэтому доступное пассажирам пространство на багажных полках даже в рамках одного типа самолёта может отличаться у разных перевозчиков, отметил Сергей Зайцев.
Авиакомпании при определении габаритов также ориентируются на конкурентов, чтобы получить преимущество, считает он.
При этом технически размещать ручную кладь размерами до 100 см возможно в самолётах всех магистральных или крупнейших перевозчиков России, сообщили два собеседника «Известий» в авиакомпаниях. Это подтвердил и Олег Пантелеев.
Но, например, для «Победы», которая не разрешает проносить ручную кладь сверх установленной нормы ни при каких обстоятельствах (даже платно), принципиально время посадки и высадки из самолёта, объясняет Олег Пантелеев. Чем быстрее, тем эффективнее используется парк и больше выручка, говорит эксперт. Ведь когда люди начинают долго укладывать вещи, а потом искать их по разным полкам, это задерживает посадку и высадку, объяснил эксперт.