Какие тросы не тонут в воде?
Рассказываем
Гидрофобные тросы находят широкое применение в такелажном деле. Канатная продукция этой категории долговечна, не подвержена гниению, нуждается в минимальной просушке. Тросы с малой гигроскопичностью, представленные в интернет-магазине www.ropesystems.ru, используют в качестве швартовых концов, для буксировки плавсредств, в водных видах спорта, морской охоте и рыболовстве. Разберемся, какие именно канаты не впитывают влагу и не тонут в воде.
Тросы из растительных волокон
Трос отдаленно похож на веревку и представляет собой витое изделие из прядей растительного или синтетического происхождения. Долгое время на морском транспорте применяли канаты из волокон растений, а исходный материал зависел преимущественно от региона производства. В России корабельные тросы изготавливали из пеньки, которую получали из вымоченных стеблей конопли. Несмотря на то, что изделия пропитывали смолой, они не отличались долговечностью — поглощали воду, плохо сохли и быстро сгнивали.
По показателю гидрофобности лучшими считаются манильские тросы, изготовленные из волокон банана абака. Основным поставщиком этой продукции на мировой рынок остаются Филиппины. Такие канаты очень медленно намокают, и долгое время не тонут в воде. Более гигроскопичны тросы из сизаля — грубого волокна из листьев растения из рода агавы. В настоящее время растительное сырье практически вытеснили синтетические материалы, которые отличаются прочностью и долгим сроком службы.
Канаты из полимеров
Материал для синтетических тросов — полимерные соединения. В зависимости от вида исходного сырья, канаты разделяют на три группы:
- Полиэфирные
- Полиамидные
- Полистиловые
Полиэфиры применяются преимущественно в ЕС. При хорошей стойкости к истиранию и ультрафиолету, материал поглощает воду и во влажном состоянии становится тяжелее примерно на 2% от своего первоначального веса. Полиэфирные тросы используются на маломерных судах и для буксировочных работ.
Полиамидные канаты популярны благодаря хорошим техническим характеристикам. Тросы этой категории отличаются прочностью, долгим сроком службы, устойчивостью к щелочам. Канаты из полиамида упругие, пружинистые и способны выдержать даже очень сильные рывки. Материал производят многие российские предприятия, поэтому продукция широко доступна. Однако полиамид может поглощать до 40% воды и во влажной среде теряет часть своих свойств — снижается износостойкость, материал дает усадку.
Полистил — один из лучших материалов для изготовления канатов. Его производят из смеси полипропилена и полиэтилена. Главное достоинства этого типа тросов — они на 100% гидрофобны и не тонут в воде. Среди других преимуществ — устойчивость к ультрафиолету и химикатам, отличная сопротивляемость истиранию, способность выдерживать любые нагрузки. Полистиловые канаты пользуются высоким спросом благодаря низкой цене и широко применяются в мореходстве.
Полипропилен также относится к категории плавучих материалов. Он не теряет своих свойств во влажной среде, быстро высыхает, не разрушается при контакте с нефтепродуктами и растворителями. Среди недостатков полипропиленовых канатов следует отметить среднюю устойчивость к УФ-излучению и не слишком большой срок службы по сравнению с полистилом.
Области применения и уход за плавучими тросами
Полистиловые и полипропиленовые канаты применяются для буксировки плавсредств, швартовки судов к понтонным конструкциям, организации заграждений на воде. Чтобы продлить срок службы, швартовые тросы часто комплектуют амортизаторами, которые гасят рывки при отходе катера или яхты от причала под порывами ветра.
Синтетические тросы плохо переносит ультрафиолет, поэтому их хранят в помещениях или под чехлами и просушивают в тени. При загрязнении тросы промывают, а чтобы снять статическое электричество — не менее суток вымачивают в морской или соленой воде.