Старший механик из Приморья Михаил Леман: «Море — дело семейное»
Второго июля в России отметят День работников морского и речного флота
«Я слышу зов моря всю свою жизнь», — признался старший механик на судах FESCO Михаил Леонидович Леман. Более 30 лет он отдал морю, за это время многое повидал и успел поработать на всех типах судов. Ответственный, открытый, настоящий профессионал своего дела и достойный продолжатель морской династии. Второго июля в России отметят День работников морского и речного флота. А флот — это не только суда, порты, грузы, а, прежде всего, люди. Такие как Михаил Леман. Накануне профессионального праздника с ним пообщались журналисты РИА VladNews.
О другой профессии даже не думал
Проблем с выбором профессии у него никогда не было, отметил Михаил Леонидович. И какие могут быть сомнения, когда твой отец – капитан дальнего плавания, дядя по отцу – штурман, дядя по матери – механик, да и сам ты все детство и юность провел на судах.
«Наш дом находился во Владивостоке на Верхнепортовой 64. Из окон открывался вид на бухту Золотой Рог, порт, причалы, к которым становились суда отца, а с другой стороны располагалось Дальневосточное высшее морское инженерное училище (ДВВИМУ) – главная кузница моряков на Дальнем Востоке. Я был окружен со всех сторон, — улыбнулся Михаил. — Теперь вы понимаете, других вариантов, куда пойти учиться и работать, даже и не рассматривал. Только ДВВИМУ, только плавать, только ДВМП».
По стопам дяди
Несмотря на то, что судьба, казалось бы, пророчила молодого Михаила Лемана в судоводители, в ДВВИМУ он вслед за дядей выбрал судомеханическое отделение. В пользу последнего говорило и серьезное увлечение техникой.
«Одно из первых детских воспоминаний – посещение парохода «Бухара», где отец работал третьим штурманом. Мы спустились в машинное отделение, и я был заворожен, — поделился воспоминаниями Михаил Леонидович. — Этот непередаваемый запах масла и пара, тепло, звук работающего парового двигателя. С восхищением следил я за мотористом, который ходил по машинному отделению, щупал рукой температуру подшипников, смотрел за движением шатунов и маховика. Для ребенка четырех лет это был волшебный мир. Позже, уже в школе я много занимался с мопедами и мотоциклами, всегда любил своими руками что-то покрутить. К тому времени, когда надо было выбирать специальность, я понял, что судомеханическое отделение – это мое».
От парохода до дизель-электрохода
За 34 года своей профессиональной жизни Михаил Леман успел поработать на всех типах судов и двигателей. Были у него и суда-«ветераны» и современные лайнеры. Свою практику курсантом он проходил на теплоходе «Русь», построенном в Германии в 1933 году и полученном СССР в 1952 году по репарации. Потом работал на пассажирском паротурбоходе «Советский Союз», он же трофейный немецкий «Альберт Балин», потом - на советском пароходе «Урицкий», участнике Полярных конвоев в Великую Отечественную войну. Были и пассажирские суда - «Феликс Дзержинский», «Ольга Садовская», «Антонина Нежданова», ледоколы – «Ленинград», «Москва», «Василий Поярков». На счету Михаила Леонидовича – более 20 судов.
Главные качества — ответственность и честность
Михаил убежден, что чувство ответственности за свою работу и честность между членами экипажа – самые главные качества, необходимые хорошему механику.
«Самое страшное в железе – это обмануть. Если что-то случилось, кто-то включил насос, не открыл клапан или наоборот – закрыл клапан. В результате насос сломался, а никто не признается. Это – самое плохое. Труднее всего найти причину поломки, а исправить ее – это уже второй вопрос. Самое главное – это говорить правду. Связка в коллективе должна быть, тогда судно будет прекрасно работать, - продолжил Михаил Леонидович. - Естественно, нужно и любить свою профессию, совершенствоваться в ней, не стоять на месте».
Дороги, которые мы выбираем
О выборе специальности старший механик Леман не жалеет, даже спустя много лет.
«Меня часто спрашивают, почему я не пошел по стопам отца и не стал судоводителем. Иногда я думаю о том, а что стало бы, если бы я пошел в капитаны? Да ничего бы не было. Может быть, я так же отработал всю жизнь капитаном, а, может быть, и нет. У капитана работа намного напряженнее, она сильнее сказывается на сердце. Нервная работа. А у механика - что? Железо и железо. Сломалось? Ничего страшного - починили. А у капитана – люди. Это сложнее и ответственнее», - немного пофилософствовал старший механик.
Михаил Леонидович признался, что главным эталоном человека и профессионала для него был и остается его отец – знаменитый капитан дальнего плавания Леонид Павлович Леман. Во многом благодаря отцу с морем связали свои жизни и родственники Михаила Лемана: дядя по отцу – Павел Павлович Леман, дядя по матери – Александр Николаевич Ермаченко и его потомки. С пароходством связала жизнь и его сестра – Татьяна Леонидовна Кравчук, долгие годы проработавшая в вычислительном центре ДВМП.
««Наверное, если сложить вместе все годы, которые наша семья отдала пароходству, то получится лет 150, не меньше. Так уж получилось, что море у нас – дело семейное», - в конце беседы улыбнулся Михаил Леонидович Леман.