Канонерские лодки на Дальнем Востоке – нас мало, но мы опасны

Корабли, занимающую важную роль в составе Российского флота и являлись составной частью береговой обороны

8a41f363f5ca6fabb9a9119067e346ee18178f9a.jpeg

Одним из типов небольших кораблей, которые занимали важную роль в составе Российского флота и являлись составной частью береговой обороны, были канонерские лодки – небольшие корабли с малой осадкой, оснащенные, как правило, одним или двумя крупными орудиями (название корабля и происходило от английского слова canon – орудие). Такие корабли были относительно дешевыми в производстве, строились в короткие сроки, а их артиллерия могла нанести существенные повреждения намного более крупным броненосцам и крейсерам, разрушить своим огнем береговой форт или порт вражеского государства.

Во времена расцвета канонерских лодок на мировой арене, где задавал тон флот Великобритании, появился и политический термин «дипломатия канонерок» - политика силы, где убеждение мощью корабельных орудий, заставляло подчиниться «слабое» государство воле более «сильного».

Шестаков, Путилов и Обухов – инициатива и предприимчивость

В Российском императорском флоте роль канонерских лодок оказалась несколько иной, чем во «владычице морей». Долгое время на Балтийском море находили применение в основном гребные канонерки, где они неплохо справлялись с охраной берегов, а при необходимости могли усилить и флотскую эскадру, ведь кораблей никогда не бывает много.

Именно этот принцип большого количества канонерских лодок, теперь уже винтовых, помог России с честью выйти из морского противостояния на Балтике в период Крымской войны. Благодаря активной позиции члена пароходного комитета капитана 2 ранга Ивана Шестакова, инициативе и слаженным действиям промышленника Николая Путилова и горного инженера Павла Обухова удалось с января по май 1855 года построить 32 винтовых канонерских лодки, а в постройке находилось еще 35 канонерских лодок, названных «шестаковками». При наличии на каждом корабле трех крупных орудий, с учетом действия в узких шхерных фарватерах и на мелководье они могли нанести существенные потери британскому флоту при попытке занять любой из российских портов на Балтике. Быстрое усиление российского флота такими простыми, но опасными кораблями, сыграло не последнюю роль в отказе англичан от своих планов на Балтийском море во время Крымской войны. В дальнейшем канонерские лодки Балтийского флота – небольшие плоскодонные суда, но вооруженные одним мощным нарезным орудием калибра до 280 мм – продолжали строиться на замену «шестаковкам».

Курс – на восток

С приобретением России во второй половине 19 века обширных тихоокеанских владений возникла необходимость создания отдельного флота и береговых крепостей в наиболее важных точках побережья. А пока строился флот и решался вопрос со строительством береговых крепостей, вспомнили о канонерских лодках как средстве быстрого доказательства могущества России на морском театре. Правда их количество на Дальнем Востоке далеко не соответствовало потребностям в таких кораблях.

Первая канонерская лодка «Морж» прибыла на Тихий океан в 1862 г., однотипные с ней «Соболь» и «Горностай» в 1866-1867 гг., как раз тогда, когда шло активное освоение тихоокеанского побережья. Предполагалось, что 20 кораблей пополнят российский флот на Дальнем Востоке, но этим планам не суждено было сбыться по финансовым причинам, только три корабля вошли в состав Сибирской флотилии. Эти мореходные корабли водоизмещением 456 тонн имели деревянный корпус, смешанное парусно-винтовое вооружение и малую осадку, составлявшую 2,5 м, что позволяло им уверенно двигаться по руслам рек, прежде всего Амуру. Вооружены корабли сначала были двумя крупными гладкоствольными орудиями, но с 1880-х годов их заменили двумя 152-мм нарезными орудиями. Фактически это были парусные корабли, паровая машина на них имела лишь вспомогательное значение. В 1878 г. к ним присоединилась построенная в Николаевске-на-Амуре канонерская лодка «Нерпа», имеющая несколько меньшее водоизмещение и вооружение. На вооружении эти канонерские лодки находились до 1887 г., в честь их активной службы были названы бухты Соболь и Горностай.

На смену им на Дальний Восток в 1886-1900 гг. прибыли семь новых винтовых канонерских лодок со стальным корпусом, из них три пары относились к однотипным кораблям – «Сивуч» и «Бобр», «Кореец» и «Манджур», «Гремящий» и «Отважный», а специально спроектированную для Дальнего Востока канонерскую лодку «Гиляк» успели сделать в единственном экземпляре.

Проектирование и строительство первой пары – канонерских лодок «Сивуч» и «Бобр» вобрало в себя все недостатки существующей тогда в России системы строительства военного флота и является примером российского корабельного «долгостроя».

Проектирование канонерских лодок началось еще в апреле 1880 г., но затянулось из-за организационных перестановок на флоте, связанным в том числе с восшествием на трон императора Александра III.

В 1881 г. управляющим Морским министерством был назначен вице-адмирал Иван Шестаков, инициатор массового строительства на Балтике канонерских лодок – «шестаковок» в 1855 г., его личный подход к определению характеристик каждого корабля позволял создавать удачные корабли, но не способствовал быстрому принятию решений об их строительстве. Только в феврале 1882 г. он дал указание в два раза увеличить водоизмещение и усилить вооружение канонерских лодок для Сибирской флотилии, на основе чего был разработан проект довольно крупного хорошо вооруженного корабля.

После Крымской войны обязательным стало «импортозамещение», хотя и частичное. Строительство кораблей предполагалось вести в основном на отечественных верфях, но при потребности в нескольких кораблях одной серии часть кораблей могла строиться и за границей с тем, чтобы предупредить любые неожиданности, присущие отечественной промышленности.

Дальше дело пошло быстрее, в мае 1883 г. с отечественным заводом Крейтона в Або (Финляндия) был заключен договор на постройку канонерской лодки «Бобр». На постройку другой однотипной лодки «Сивуч» договор был заключен в сентябре с Бергундским механическим заводом (Швеция). С отечественным заводом получилась задержка, только 16 октября 1886 г. канлодка «Бобр» прибыла в Кроншдадт, проведя по пути ходовые испытания, а вот с «Сивучем» задержка вышла меньше, 4 октября 1884 г. он вышел на ходовые испытания и 20 октября прибыл в Кронштадт. Скорость кораблей составляла 11,7 узла, а водоизмещение получилось больше проектного, у «Бобра» оно составило 1230 тонн, у «Сивуча» 1134 тонны.

Канонерская лодка «Сивуч» в одном из портов

Вооружение лодок состояло из одного 229-мм носового орудия, одного кормового 152-мм орудия, шести 107-мм орудий и нескольких 37-47-мм скорострельных пушек. Получалась целая плавучая батарея, англичане называли такие канонерки увеличенного размера «колониальный крейсер». Пушки канонерских лодок были похожи на береговые, они были поставлены на переднем штыре, т.е. крутились не вокруг своей оси, а вокруг вынесенного вперед штока – штыря, конечно такая конструкция не позволяла увеличить углы обстрела и полностью использовать преимущества мощных пушек.

Прибытия канонерских лодок очень ждали на Дальнем Востоке, к тому времени активно развивался в военном отношении Китай, покупая за границей современные, хотя и не очень удачные, корабли, к тому же в 1879-1886 гг. между Россией и Китаем возникали серьезные дипломатические кризисы, грозящие войной, к счастью их удавалось разрешить мирным путем.

В случае необходимости российский флот был в состоянии перейти из Балтики на Тихий океан, и периодически такие эскадры направлялись, но постоянное наличие в составе Сибирской флотилии хорошо вооруженных кораблей также было немаловажным фактором и позволяло быстро демонстрировать силу российского флага в том или ином месте.

Первым ушел из Кронштадта на Дальний Восток «Сивуч», 20 июня 1886 г. прибыл во Владивосток и стал флагманом Сибирской флотилии. Канонерская лодка сразу приступила к поддержке дипломатического статуса России на Дальнем Востоке. С 20 по 25 июля 1886 г. «Сивуч» встречал в бухте Золотой рог прибывший по пути в Японию с дружественным визитом отряд кораблей китайского флота – броненосцев «Динъюань», «Чжэньюань», крейсеров «Цзиюань», «Чаоюн», кораблей «Янвэй», «Вэйюань», фактически китайские корабли также представляли собой канонерские лодки, только различались между собой по размеру и калибру вооружения.

В июле 1887 г. канонерская лодка «Сивуч» прибыла в корейский порт Чемульпо (Инчхон), чтобы своим присутствием подтвердить присутствие русского флага в корейских водах, где с ноября 1885 года отсутствовали русские корабли.

«Бобр» ушел на Дальний Восток в августе 1886 года, 7 июня 1887 г. прибыл во Владивосток, а в конце года перешел в корейский порт Чемульпо. В 1891 г. «Бобр» участвовал во встрече и сопровождении эскадры наследника российского престола – цесаревича Николая во время его пребывания на Тихом океане.

Помимо помощи в решении дипломатических задач, периодического присутствия в портах Китая и Кореи, «Сивуч» и «Бобр» приняли активное участие в изучении побережья Японского моря, северной части Тихого океана и морского побережья, которое было еще малоизученным, не обошла их службу и защита вблизи берегов Камчатки лежбищ морских котиков от браконьеров – американцев.

Развитие канонерских лодок

Для проектирования следующей пары канонерских лодок Шестаков приказал изменить предыдущий проект. В результате появился более красивый корабль с удлиненным корпусом и планируемым водоизмещением 1213 тонн, чем еще больше был похож на крейсер. Было увеличено количество носовых орудий – два 203-мм длинноствольных орудия располагались по бортам, при уменьшении калибра орудия имели гораздо большую дальность стрельбы и увеличенные углы обстрела. В остальном состав вооружения канонерских лодок был похож на предыдущую серию – одно 152-мм орудие в корме, четыре 107-мм пушки, два 47-мм и четыре 37-мм скорострельных орудия.

У новых кораблей предполагалось увеличение скорости до 12,5 узлов, дальности плавания, неизменной должна была оставаться лишь осадка – не более 3 метров, чтобы обеспечить их действия вблизи берегов и в устьях крупных рек.

Так как время не ждало, то на этот раз контракты на строительство обеих кораблей были размещены в конце 1885 г. за границей, канонерской лодки «Кореец» – на Бергундском заводе (Швеция), а канонерской лодки «Манджур» на заводе «Бурмейстер и Вайн» (Нидерланды). Несмотря на все сложности взаимодействия с зарубежными подрядчиками «Кореец» 5 ноября 1886 г. прошел ходовые испытания в Стокгольме и ушел в Кронштадт, правда еще в течение 1887 г. велись работы по его вооружению. Канонерская лодка «Манджур» вышла на ходовые испытания 19 мая 1887 г. вблизи Копенгагена, там выявилось, что расход угля на новой канонерской лодке оказался гораздо ниже предусмотренного проектом. Да и в целом, русские моряки всегда отмечали изумительное качество изготовления и работы паровых машин «Манджура», и эта надежность подтвердилась за долгий период службы корабля.

Канонерская лодка «Кореец»

Так как канонерские лодки «Кореец» и «Манджур» имели более длинный корпус и высокий надводный борт по сравнению с предшественниками, это обеспечивало им отличную мореходность, что и подтвердилось во время перехода на Дальний Восток, куда в 1888 г. перешел «Кореец», а в 1889 г. «Манджур».

Следующие две канонерские лодки «Гремящий» и «Отважный» попали на Дальний Восток «случайно». Они были спроектированы в 1888 г. в составе серии из четырех кораблей для Балтийского моря, внешне походили на первую серию канонерских лодок «Сивуч» и «Бобр». В отличие от них «Гремящий» и «Отважный» имели уже настоящую броневую палубу толщиной 25-30 мм, броневой пояс по линии ватерлинии переменной толщиной от 90-130 мм, броневую рубку с покрытием стен и крыши броней толщиной 25 мм. Артиллерийское вооружение новых канонерских лодок состояло из 229-мм орудия в носовой части и 152-мм орудия в корме, оба орудия имели увеличенную длину ствола, а также четырех 47-мм одноствольных и четырех 37-мм револьверных пушек Гочкиса. Помимо артиллерийского вооружения канонерские лодки получили в носовой части два неподвижных торпедных аппарата с общим запасом 4 торпеды. Канонерские лодки должны были иметь увеличенную скорость хода 14 узлов. Фактически они были многоцелевыми кораблями, предназначенными для действия в составе эскадры Балтийского моря, но их дальность плавания и мореходность также были рассчитаны на боевую службу в балтийских водах.

Канонерская лодка «Гремящий»

На этот раз заказ на изготовление канонерских лодок был размещен на отечественных заводах, но достроечные работы затянулись, и войти в строй обе лодки смогли только в 1893 году. В целом «Гремящий» находился в постройке более 4 лет, а «Отважный» удалось построить за 3 года, что конечно говорило о том, что русские заводы хуже справляются со строительством кораблей, нежели зарубежные.

Хотя «Гремящий» и «Отважный» строились для Балтийского флота, в августе 1894 г. обе лодки отправились в Средиземное море, а оттуда им пришлось перейти на Тихий океан в составе эскадры Балтийского моря, чтобы заставить Японию отказаться от ряда территориальных приобретений в Китае по результатам японо-китайской войны. По прибытии на Тихий океан в 1895 г. корабли базировались в китайских портах, в 1896 г. находились в Чемульпо, в 1897 г. присутствовали на рейде китайского Порт-Артура (Люйшуня) и бухты Далянь, способствуя тому, чтобы правительство Китая согласилось на передачу России в аренду этих территорий.

Самой современной канонерской лодкой на Тихом океане был «Гиляк». Главной задачей корабля предполагалась дозорная служба, позволяющая не допустить в прибрежные воды малые корабли противника – миноносцы, и возможность оперировать на многочисленных реках Китая для поддержки деятельности русских дипломатических миссий и концессий. Предыдущая специфическая служба канонерских лодок выявила необходимость в кораблях с малой осадкой, но обладающей достаточной мореходностью, что было трудно соединить воедино. Для поставленных задач оказались избыточны и крупные орудия с малой скорострельностью, требовалась современная скорострельная артиллерия среднего калибра, а для действий на китайских реках требовалось обеспечить орудийную прислугу броневыми щитами от неожиданного обстрела, предусмотреть броневую палубу и переборки.

Канонерская лодка «Гиляк»

Еще в мае 1892 года командующий эскадрой Тихого океана адмирал Павел Тыртов просил для Тихого океана 10 таких лодок, из которых пять должны были находиться постоянно в ключевых портах Китая, и еще пять составлять резерв и постоянно базироваться на Владивосток. Однако желание использовать опыт постройки новейших американских канонерских лодок, и медлительность строительства на отечественных верфях привели к тому, что только в апреле 1896 года канонерская лодка «Гиляк» была заложена в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, а вступила в строй в июле 1899 г. Корабль оказался перегруженным, водоизмещение достигло 1239 тонн, осадка также оказалась больше проектной, имелись нарекания к механизмам из-за их «расхлябанности». Артиллерия была представлена одним 120-мм и пятью 75-мм пушками Канэ, четырьмя 47-мм и двумя 37-мм пушками, боеприпасы этих орудий имели снаряд вместе с гильзой – патрон, что позволяло производить их быструю перезарядку. В составе вооружения имелся один неподвижный носовой торпедный аппарат и два пулемета «Максим».

Корабль покинул Кронштадт 4 сентября 1899 г. и отправился на Тихий океан, пройдя 4000 морских миль, 31 мая 1900 г. «Гиляк» прибыл в Порт-Артур.

Семь мореходных канонерских лодок собрались на Тихом океане, впереди у них были серьезные боевые испытания – бои с китайскими береговыми батареями в 1900 г. и тяжелая боевая служба в 1904 г. во время русско-японской войны.

Автор: Денис Никифоров

Военно-исторический клуб «Владивостокская крепость»

Другие материалы рубрики "Общество"
03187cdc6d0c74a8debbcdaf060e5e2fc4cd6261.jpeg

Более 200 литров незаконного алкоголя изъяли в Черниговском округе

Теперь нарушители выплатят штраф до 1 млн. руб.

54ed7c3f7b9fdb58e64c640280a4e60e2ef7c839.jpeg

В Приморье без осадков, +3°C

Погоду в крае определяет поле повышенного атмосферного давления

0d082e7f0eb795450d48e25322cffae7394d2df5.jpeg

Гороскоп на 23 ноября

День прекрасно подходит для деловых и финансовых операций, расчетов и получения прибыли