Готовность расставаться с ненужными вещами снизилась у россиян
Лишь 7% людей продают вещи через интернет или комиссионки
Только около 7% россиян продают ненужные, но хорошие вещи через комиссионки, интернет-платформы и чаты, большинство же предпочитают бесплатно отдавать их родственникам, друзьям, соседям или незнакомым людям, а каждый пятый — выбрасывать. При этом в 2022 году готовность людей расставаться с ненужным вещами снизилась. Об этом говорится в статье профессора НИУ ВШЭ Марины Шабановой «Ненужные вещи, мусорная проблема и солидарные практики российских потребителей», опубликованной в свежем выпуске журнала НИУ ВШЭ «Экономическая социология», сообщает РИА VladNews со ссылкой на РБК.
Анализ базируется на данных трех опросов, проведенных в 2017 – 2020 годах и декабре 2022 года. В каждом приняли участие по 2 тысячи человек, репрезентирующих население России по полу, возрасту и уровню образования.
«Несмотря на то, что способствующая среда для этичной утилизации в России развита пока слабо, в целом россияне весьма широко включены в разнообразные практики в сфере обращения с утратившими потребительскую ценность, но не утратившими потребительских качеств вещами», — пишет Шабанова.
При этом «конструктивные» практики (содействующие продлению срока жизни вещей до полного исчерпания ими остаточной ценности) с большим перевесом преобладают над «деструктивными» — досрочным выбрасыванием на свалку: 75% против 19%. А проэкологические или просоциальные практики и мотивы превышают мотив извлечения частной выгоды.
«Таким образом, в России проявляются закономерности, присущие моделям поведения в этой сфере в других странах», — утверждает автор.