Лоцман и капитан из Приморья: «Наши профессии будут нужны и через сто лет»

День работников морского и речного флота отметят 7 июля

WhatsApp Image 2024-07-04 at 13.24.28.jpeg

От их совместной работы зависит дойдет ли судно до причала и выйдет в море без происшествий. Старший смены - морской лоцман компании «FESCO Портофлот» Вячеслав Смелов и капитан буксира «Великан» компании «FESCO Портофлот» Илья Алешин много лет работают в крепкой связке и понимают друг друга буквально с полуслова. 7 июля они отметят профессиональный праздник – День работников морского и речного флота.

«Лоцман – это редкая профессия, штучная, - рассказал Вячеслав Смелов. -  Одна из старейших. В переводе с голландского это слово означает «человек, прокладывающий путь». Профессия появилась вместе с зарождением мореплавания. В ней много романтики. Приходит судно после длительного рейса. Экипаж устал, соскучился по дому. Лоцман первым встречает судно. И когда он появляется на борту, моряки знают, что судно идет к причалу – домой. На мачте судна в его честь поднимают специальный сигнальный флаг. Лоцман – это радость. Специальность уникальна и тем, что лоцманом невозможно стать за полгода и даже за два года. Чтобы стать только кандидатом по нашему нынешнему законодательству нужно иметь диплом не ниже старшего помощника, а лучше капитана и соответствующее количество лет проработать – 10-15 лет минимум».

Между тем это и тяжелый труд. Задача лоцмана в портовых водах, на сложных участках помогать капитану безопасно провести судно и пришвартовать его к причалу или поставить на якорь. По статистике 90 процентов всех происшествий на море с судами случается именно, когда они входят или выходят из порта, а также при плавании в стесненных условиях в сложных прибрежных водах. И здесь важно, чтобы лоцман и капитаны работали единой командой. А ситуации бывают разные.

«Однажды я швартовал судно, так называемый, банановоз, припомнил одну из таких опытный лоцман. – Зима, холод, ветер. С помощью буксира подводили судно – до причала оставалось метра три и вдруг швартовщик неловко потянулся за швартовным концом и упал в воду. Надо было действовать очень быстро – дать команду, чтобы отвести тысячетонное судно от причала, иначе парня просто бы раздавило. Все успели, быстренько достали – он даже испугаться не успел».

У капитана буксира «Великан» Ильи Алешина тоже есть своя история о спасении человека.

«Года три назад ночью возвращались с рейда. И в темноте увидели какое-то подозрительное движение в воде в районе Русского моста, - рассказал капитан. – Через какое-то время нашли молодого парня, выпавшего за борт маломерного судна. Он достаточно много времени провел в воде. Рассказал, что, когда это произошло, солнце еще светило. До берега доплыть очень сложно – пролив Босфор Восточный коварный – течения, отливы и приливы. Успешное спасение человека – результат ежемесячных судовых учений экипажа в том числе и по тревоге «Человек за бортом»».

К счастью, такие происшествия скорее исключения из правил. Хотя приключений тоже хватает. Лоцман в любую погоду – ветер, шторм, снег должен оказаться на борту судна и вместе с капитаном буксира бережно и осторожно завести корабль к причалу.

«Нет похожих швартовок, каждая – уникальная. Постоянно меняются условия, погода, причалы, - продолжил Вячеслав Смелов. - Например, в порту Владивостока около 80 причалов и все они разные. Здесь сложный фарватер, гидрометеорологические условия. Лоцман же обязан все знать. Поэтому эта профессия будет востребована и через 10, и через 50, и через 100 лет».

У капитана буксира своя специфика работы.

 «Капитан большого судна больше администратор, а на буксире, где в экипаже всего три человека – штурман, механик и матрос-моторист, ему приходится выполнять различные задачи, - объяснил Илья Алешин. – Объем грузоперевозок по морю с каждым годом только увеличивается. Все больше судов заходят в порт, поэтому и профессия капитана буксира будет востребована еще много лет. В море я работаю больше 30 лет, большая часть на промысловых судах. На буксире я чувствую постоянное движение, адреналин. Постоянно новые суда, новые люди».

«Великан» - самый большой и мощный буксир в FESCO Портофлот. За сутки – за смену «отрабатывает» 10-15 судов.

«В современном морском буксире сконцентрированы все новейшие технологии и новинки как в машинном отделении, так и в навигационном оборудовании. Работа на наших буксирах – это возможность познакомиться с передовыми технологиями и получить уникальный опыт. Уже сейчас современное судостроение при постройке новых судов использует именно эти технические решения в части программного обеспечения, управления главным двигателем и вспомогательными дизель-генераторами и т.п.Я думаю, что я все-таки однолюб, люблю именно свою работу и выбираю место, где мне больше всего нравится. Поэтому я люблю свой буксир, свою компанию, экипаж, и как-то чувствую себя в нем комфортно», - добавил Илья Алешин.

Опытные капитан и лоцман советуют молодым парням не бояться связывать свою судьбу с морем.

«На начальном этапе, конечно, должна быть романтика, без нее никуда, - добавили «морские волки». - А к романтике должна прилагаться и материальная основа. Эта профессия сейчас востребована, работа достойно оплачивается и перспективы роста всегда присутствуют. Если парни решили связать жизнь с морской профессией, то их ждет хорошее будущее».

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "В Приморье"
2024_11_20_OVK_transportnaya_nedelya_024_resized.jpg

Инновационные технологические решения обеспечат существенное увеличение фактического объема экспорта российских производителей

Инновационный подвижной состав обеспечивает собственнику почти трёхкратную экономию на протяжении всего жизненного цикла

122A6679.JPG

«Восточный Порт» подвёл итоги конкурса «Охрана труда глазами детей»

Самому младшему участнику конкурса - 5 лет

hands-1408480_1280 (1).jpg

Более 500 тысяч человек подключились к ПДС в ВТБ Пенсионный фонд

Участники программы в этом НПФ внесли на свои счета 20 млрд рублей взносов