Рост цен на 25%: что ждет рынок машин после изменений в утильсборе
Новые правила ударят по серым схемам

С 1 мая 2025 года в России вводится новая методика расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС. По мнению экспертов, это приведет к значительному росту цен на транспортные средства, сообщает РИА VladNews.
Почему меняют правилаСейчас многие импортеры используют схемы с занижением таможенной стоимости машин при ввозе через страны ЕАЭС — в основном через Киргизию и Белоруссию. Там растаможка проходит не по пассажирской таможенной декларации, а по таможенно-приходному ордеру (ТПО), что позволяет занижать стоимость авто в 2–3 раза. Дополнительную выгоду дает разница в НДС: в Киргизии он составляет 12% против российских 20%, а в Белоруссии некоторые категории граждан получают 50%-ю скидку на растаможку.
С 1 мая 2025 года эти лазейки планируют закрыть. Новая формула расчета утильсбора затронет как новые, так и подержанные автомобили, ввозимые юрлицами.
Как будут считать утильсборФормула:
Утильсбор = УСед + (Рс — Сз) × 0,5
УСед — базовая ставка сбора;
Рс — средняя стоимость авто по данным Минпромторга;
Сз — затраты покупателя на машину до уплаты сбора;
0,5 — поправочный коэффициент.
Для подтверждения стоимости (Сз) потребуется:
договор купли-продажи;
инвойсы;
транспортные накладные;
сертификаты происхождения;
отчеты о переводах;
другие платежные документы.
Если документов нет, сбор начислят по максимальной ставке — более 60% от цены авто. Также будет учитываться разница в пошлинах, акцизах и НДС между странами ЕАЭС и Россией.
Физические лица, ввозящие авто для личного пользования (без перепродажи в течение года), сохранят льготные ставки:
3400 руб. — для машин младше 3 лет;
5200 руб. — для авто старше 3 лет (при объеме двигателя до 3,0 л).
Что будет с рынком 1. Цены вырастутНа 20–25% — на автомобили, которые ввозились через Киргизию и Белоруссию.
На 10–15% — по оценкам других экспертов, особенно для премиальных моделей (Mercedes-Benz G-Класс, Range Rover, Lexus).
2. Импорт сократитсяПоставки через схемы с заниженной стоимостью станут нерентабельными, но полностью не исчезнут. «Возможно, останутся редкие или электрические модели, которые официально не поставляются в Россию», — отмечает Максим Агаджанов (Альфа-Лизинг).
3. Рынок станет прозрачнее«Это естественный этап развития рынка в сторону цивилизованности», — считает Николай Баскаков (Авилон). Официальные дилеры получат преимущество, а покупатели — более предсказуемые цены.
Стоит ли ждать или покупать сейчас?Эксперты советуют не затягивать с покупкой: после 1 мая цены могут вырасти даже у крупных дилеров из-за усложнения растаможки, а импортерам придется собирать больше документов, что замедлит поставки.