Южнокорейские земледельцы планируют покинуть Приморье?
«Круглый стол» выявил острые противоречия между иностранными инвесторами и местными властями.
Владивосток, ИА Приморье24. На фоне бравурных разговоров приморских властей о благоприятнейшем инвестиционном климате региона, в Приморье разворачивается странная, если не сказать жестче, история. У южнокорейской компании, более 10 лет вкладывающей деньги в сельское хозяйство Приморского края, хотят отнять активы без всякой компенсации.
Во Владивостоке состоялся российско-корейский круглый стол, посвященный назревшим проблемам корейских сельскохозяйственных компаний, долгие годы работающих в Приморье. Зарубежная сторона – представитель Генерального консульства Республики Корея во Владивостоке, руководители и сотрудники компаний «Агро сангсэнг» и «Юниджен». Российская сторона - представители Минвостокразвития России, Агентства стратегических инициатив, Законодательного собрания Приморского края.
Повод для разговора был крайне неприятный. Дело в том, что начале 2000-х годов пришедшая в Приморье компания «Агро сангсэнг» на законных основаниях (есть подтверждающие документы) приобрела рисовые системы («чеки») на территории давно обанкротившегося колхоза в Ханкайском районе. Сельское хозяйство, а особенно выращивание риса – бизнес, который не сулит мгновенных барышей, зато требует огромных инвестиций. Рисовые системы, брошенные без присмотра, буквально за четыре-пять лет приходят в полный упадок. На восстановление требуются огромные деньги, и эти деньги выделялись южнокорейской стороной.
Более того, «Агро сангсэнг» вкладывала миллионы рублей в инфраструктуру района: были построены дорога, мост; приобретались школьные автобусы и пожарные машины для нужд района. О том, что в лучшие времена почти 1,1 тысяча приморцев работали на хозяйствах компании, руководители говорят одновременно с гордостью и горечью. С гордостью – потому что работодателей на селе почти нет, и это действительно заметный вклад в благополучие всего Приморья. С горечью – потому что эти лучшие времена уже позади.
Дело в том, что с 2013 года южно-корейская компания почувствовала, что ей, как говорят в России, не то чтобы рады. Резко участились проверки всевозможных ведомств, посыпались судебные иски и штрафы. Причем пока проверки проводились Россельхознадзором (пытавшимся найти ядохимикаты там, где их нет и не могло быть) или трудовой инспекцией (обнаружившей неправильно оформленные личные данные рабочих), с ними еще можно было как-то мириться. Однако в итоге на объекты «Агро сангсэнга» зашла прокуратура. А потом и ФСБ. Плюс иски в суд от Росимущества с требование изъять гидромелиоративные системы. При этом пока непонятно, кто будет содержать системы мелиорации, если их изымут у корейцев. Не станут ли они бесхозными, со всеми вытекающими из этого последствиями?
В данный момент, как говорят корейцы, они вынуждены были резко сократить число приморских рабочих, занятых на хозяйствах – потому что самой земли, судя по всему, у них может не остаться. Якобы из 6 тысяч га половина используется не по назначению, а значит, можно изъять и ее, и вторую половину. В итоге землю за бесценок займут китайцы, и через четыре-пять лет она превратится в бесплодную пустошь: об их методах «земледелия» известно всем.
Корейская сторона оказалась на распутье: выходить на аукционы по земельной аренде, не будучи уверенным в том, что завтра у тебя не отберут всё, - по меньшей мере, рискованно. Не выходить на аукционы? Приказ из Южной Кореи, подразумевающий полное сворачивание бизнеса в Приморье, уже поступил. Но как бросить дело, которому отдано более десяти лет и не поддающееся подсчету финансирование?!
По итогам круглого стола стороны - руководство «Агро сангсэнга» и депутат Законодательного собрания зампредседателя продовольственного комитета Юрий Корнеев – договорились разобраться с ситуацией предметно, «на месте». В конце концов, не исключена вероятность недобросовестной конкуренции, в которой замешаны чиновники на местах.