С опытом школ Финляндии познакомилась директор школы Владивостока
Система работы образовательных учреждений Финляндии имеет немало интересных моментов, однако, по мнению Светланы Викторовны, качество нашего образования ничуть не уступает.
Владивосток, ИА Приморье24. Директор владивостокской школы №28, финалист всероссийского конкурса «Директор школы-2013» Светлана Соколова побывала на образовательной стажировке «Европейский образовательный менеджмент: опыт Финляндии».
В прошлом году директор владивостокской школы №28 Светлана Соколова стала финалисткой всероссийского конкурса «Директор школы-2013». В качестве приза для 10 финалистов была организована образовательная стажировка в Финляндии.
- Стажировка началась в Санкт-Петербурге. В течение нескольких дней мы знакомились с опытом работы школ северной столицы, после чего отправились в Финляндию, - рассказывает Светлана Соколова. – Нам показали, как работает начальная школа, основная и старшая. На мой взгляд, программа начальной школы там слабей, чем в России. Мы посмотрели их учебники: то, что у нас дети проходят в 1-м классе, в Финляндии начинают только в 3-м. В старшей школе в Финляндии дети учатся три года – 10, 11 и 12 класс, после чего поступают в учебное заведение профессионального образования. Кроме того, нас познакомили с работой профессиональных образовательных центров – аналог наших профтехучилищ. Интересно, что в Финляндии целая сеть таких профцентров. Здесь студенты могут получить самое разное образование: цирковое, кулинарное, столярное и пр.
Более всего впечатлило то, что между всеми участниками образовательного процесса - учителями, учениками, родителями, чиновниками - полнейшее доверие. Ярким примером тому служит ЕГЭ. Дети заполняют тесты простыми карандашами. И на вопрос учителей из России, не боится ли там, что учитель подотрет неверный ответ и исправит на верный, чтобы его ученик получил более высокую оценку, был ответ: "А это никому не нужно!". Кроме того, дети сдают экзамены в своей школе и могут это сделать два раза в год – весной и осенью. То есть по своему желанию ребенок может сдать все экзамены, скажем, весной, а может половину сдать осенью, половину через полгода.
Всего школьники Финляндии сдают четыре предмета: финский язык, иностранный язык, предмет из естественных наук (физика, химия, биология) и математику. Что касается математики, по желанию ребенок может заменить ее на шведский язык (второй государственный язык в Финляндии). Финны отмечают, что немало детей с гуманитарным складом ума, поэтому математика для них предмет сложный, и некоторые не видят в нем необходимости.Интересно, что до 7-го класса в школах Финляндии детям не ставят оценок. Педагоги считают, до этого возраста на детей ни в коем случае нельзя давить, требовать, а нужно лишь помогать учиться и интересоваться науками. А с 7-го класса, когда ребенок уже осознанно подходит к обучению, можно ставить оценки. Такой подход к обучению помогает детям адаптироваться к взрослой жизни и осознанно брать на себя ответственность.
В школах Финляндии нет родительских собраний. Практика такова: учитель делает рассылку по e-mail для родителей, где сообщает, что родители могут записаться на прием к учителю в такое-то время, если у них есть какие-то вопросы. Кто хочет – приходит, у кого нет вопросов, соответственно, нет. Кроме того, здесь существуют ассоциации бабушек и дедушек, которые плотно работают со школами на волонтерских началах. Бабушки, например, ведут кружки по кулинарии и пр. Дедушки помогают учителям начальных классов с малышами. Кстати, в школах Финляндии принято, что у учителя начальных классов есть два помощника.
В каждой школе есть хороший медицинский кабинет, отлично оборудованы кабинеты труда. Девочки, например, учатся не только шить и вязать, но ткать на станках, валять валенки. В более старших классах девочек обучают «клинингу» - какими средствами и как правильно нужно чистить то или иные приборы и поверхности в доме.
"Вообще в педагогических коллективах очень много молодежи, в том числе, мужчин, что для нас, конечно, непривычно, - продолжаетСветлана Соколова. - Профессия учителя считается в Финляндии одной из самых престижных, востребованных и хорошо оплачиваемых. Аттестацию учителя проходят не в специализированных центрах, как у нас (ПИПКРО), ее проводит директор школы. На основе полученных баллов на собеседовании учитель может претендовать на прибавку к зарплате".
В целом, система обучения в Финляндии ориентирована больше на самостоятельное усвоение материала учеником. Учитель не отрабатывает каждую тему – он лишь выдает материал, а ученик должен его взять и усвоить. Такой подход ориентирован на то, чтобы научить ребенка самостоятельно, осознанно обучаться и решать поставленные задачи.
"Конечно, в финской системе немало интересных моментов. И если их применить в наших, российских школах, то мы от этого только выиграем, - убеждена Светлана Соколова. - В то же время, понаблюдав за процессом образования в Финляндии (а эта страна считается одной из лучших в части образования согласно системе тестирования PISA), я все же считаю, что российское образование по своему качеству ничем не уступает. У нас хорошие сильные программы, профессиональные педагоги, которые отрабатывают с учениками каждую тему, закрепляя материал. Но финский опыт в плане организации учебного процесса, обеспечения, доверия – на мой взгляд, очень интересен, и нам есть чему поучиться".