"Мои друзья стоят, как сваи": попытка осмысления роли соцсетей в нашей жизни

Та часть мира, которую не обходят стороной новости из стана соцсетей (то есть практически весь мир, где вообще хоть раз видели буквосочетание http), за последнее время была изрядно взбудоражена сразу по нескольким причинам.

1377563096_social-logos.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Та часть мира, которую не обходят стороной новости из стана соцсетей (то есть практически весь мир, где вообще хоть раз видели буквосочетание http), за последнее время была изрядно взбудоражена сразу по нескольким причинам.

Во-первых, окончательно закрепился курс на разрыв Facebook, Twitter и Instagram — и все это на фоне сумасшедшего роста акций компании имени Цукерберга. Во-вторых, не так давно в мировой прокат вышел художественный фильм о работе в Google – "Кадры" (дословно название звучит как "Интерны", и это, как ни печально, объясняет многое, если не все). О том, что Google, так или иначе, влияет на все, что происходит в сети, понимает, кажется, даже та часть табуреточной публики, которая, кроме ежедневной и обязательной дозы котиков и сов, никакой пользы из интернета не извлекает. В-третьих, из "Вконтакте" (и не только) начали удалять музыкальные композиции по требованию правообладателей, да так массово, что сотрудники крупнейшего на свете хранилища аудио, видео (в том числе и порно, в том числе и детского, да мало ли какого, в конце концов), видимо, только и делают, что читают официальные обращения и пишут ответы — совсем как пушкинская Татьяна. "Но я другому отдана, и буду век ему верна", - говорит умозрительная Лана Дель Рэй своему вчерашнему подписчику из числа очень младших школьников, и недвусмысленно предлагает поискать ее на iTunes.

Между тем, это для нас не проблема (музыка давным-давно собрана и аккуратно сложена в надежных местах, откуда ее не выпилить никакими "хускварнами"; подобных разрывов, взлетов и падений мы пережили уже десятки — надеюсь, конечно, что всем читателям больше 18; про киноляпсус с Винсом Воном и вовсе постыдно упоминать — он не то, чтобы низкосортный, нет, он просто забывается не после последнего кадра, а после первого). Для нас это повод поговорить о том, какое место социальные сети вообще занимают сегодня в жизни, распорядке дня, межполовых отношениях и планировании революций.

Едва ли современный пользователь Вконтакте, Одноклассников или Facebook сможет с ходу назвать год появления первой социальной сети. Между тем, Classmates.com появился 18 лет назад, моментально взорвав рынок сетевого общения. Представляете, сколько можно было за это время сменить статусов? Но все-таки от отечественного массового потребителя подобных услуг проект был страшно далек. Причин много, первая и главная из них, конечно, распространенность сети и тем паче ее скорость в стране, где меньше чем через пару десятков лет создатель Вконтакте Павел Дуров превратится в званого и желанного гостя на ведущих международных конференциях и будет на хорошем английском учить иностранцев тому, что назвалось в мультике про Вовку в Тридевятом царстве "премудростями".

А ведь после Classmates были Friendster, Sixdegrees, AsianAvenue, BlackPlanet, MiGente, имя им легион. Они охватывали совершенно разные социальные группы, функции и мотивы, функционал отличался не так кардинально, но все-таки. Мы видели блеск и нищету MySpace, успешно (если это можно так назвать, конечно) переродившейся аки птица Феникс наоборот, из огня в пепел. Мы смотрели на LinkedIn и пытались рассказывать журналистам с другого побережья Тихого океана о том, как здесь обстоят дела — в меру сил и возможностей (по большей части, это было, разумеется, ужасно). Мы, в конце концов, присутствовали при зарождении и становлении блог-сервиса LiveJournal, который тоже принято, почему-то, относить к социальным сетям — пусть будет так. Когда мне рассказали и выдали эксклюзивное приглашение в ЖЖ 13, кажется, лет назад (да, раньше вход туда надо было заслужить — пепел тех времен стучит в праведные сердца), всех пользователей из Владивостока я знал если не по именам, то лично, а с большей их частью встречался регулярно. Дискуссию на 600 комментариев без участия ботов можно было пощупать руками, новых друзей запоминали по именам и слали им бумажные открытки и мягкие игрушки (ну, или бутылки виски — тут уж кому что больше по душе) по праздникам. Не то теперь.

LinkedIn запускался как деловая сеть — для взрослых, сформировавшихся, успешно творящих карьеру людей. Ныне участь его не то чтобы печальна, но, скажем так, несколько отличается от изначального посыла. Пользователи по-прежнему исчисляются десятками миллионов, но только вот в качестве деловой сети LinkedIn потерпел поражение. На главной странице сказано о 225 миллионах профессионалов, ок, отлично. Регистрируемся — и получаем ссылки на клипы Веры Брежневой, кадровые знакомства от слова "кадрить" и ботов Навального. Ну, по крайней мере, в русскоязычном сегменте, а ведь другие нас интересуют не так явно, ведь правда? Или же я один такой неудачник? Даже если так, пользы от LinkedIn я не дождался. Кроме того, миссию на корню губит совершенно убогий интерфейс (он, правда, одинаков для всех стран).

То же самое можно сказать про любую соцсеть, кроме совсем уж узкоспециализированных (к слову, отдельные специалисты вроде Горда Габла прочили им очень большое будущее — ну, это как панковская тусовка в переходе, только на сто-двести тысяч человек). Портят ее только ее участники. Это когда, ударившись в очередное электронное залипалово, даже самые взрослые и, казалось бы, внушающие доверие люди, начинают вести себя не по неписаным канонам не ими написанного жанра, а, что называется, по-домашнему: кадрить престарелых профессоров из заокеанских университетов, скидывать друг другу "САМЫЕ ТОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДАГЕСТАНА, ИНФА 100%!!!111", постить картинки с Черным Властелином вместо юзерпика, ну, и так далее.

Тут важно понять одну простую вещь: соцсети — это не призвание, не смысл и не панацея. Это всего лишь инструмент. Кто-то соберет через Facebook и Twitter (который тоже, по сути, блог-платформа, ну да уж ладно, все равно сейчас эти понятия разграничить крайне проблематично) революцию и свергнет правительство своей страны. Кто-то объявит их врагами государства — сославшись именно на прошедшую революцию. Кто-то запустит онлайн-магазин с футболками — "Наш Твиттер совершит революцию... везде" и картинкой с двумя целующимися птичками. Идей — миллион, некоторые, очевидно, на поверхности, до других — приходится вгрызаться в кровоточащую плоть собственными зубами, но все они при правильном подходе беспроигрышны. Кто-то весь день смотрит на котиков (черт, дались мне эти котики) и постит "удачные", на его взгляд, мемы с участием Дайнерис из "Игры Престолов". Кто-то — зарабатывает деньги. Кто-то — находит нужную квартиру. Для других — это самый простой и дешевый способ связаться с родственниками и друзьями из других городов. Кто-то просто собирает народ на пьянку. Область применения безгранична, как безгранично действие таблеток в чудесном фильме "Области тьмы", и заканчивается порой столь же далеко от собственных ожиданий. Эта поездка может закончиться очень далеко от намеченной конечной точки когда-то вдоль и поперек, казалось бы, вызубренного маршрута. И с этим приходится лишь смириться.

Не стоит упускать из вида и такой момент: чуть менее, чем через 2 недели, страну ждет единый день голосования. Выбирать будут почти всех и почти везде. Уже сейчас из стана московских коллега приходят тревожные вести о персонализированном спаме и прочих околополитических вбросах — самой разной направленности. А там, куда дотянулась политика, детские игры заканчиваются навсегда, это знает всякий, кто хоть раз прочел «Всю королевскую рать» гениального Роберта Пенна Уоррена. Так что сомневаться не приходится: в профильных (и не очень) сообществах как Владивостока, так и всего Приморья в целом, в ближайшие дни будет очень жарко, а уж 8 сентября температура посоперничает с доменными печами.

Для справки. Тайна успеха Facebook является предметом некоторых дебатов. Одни считают причиной популярности простоту использования, другие - множество общедоступных особенностей, третьи склоняются к еще более простому фактору – его незабываемому, описательному названию. Чрезвычайно продуманная реклама, конечно, не повредила, так же как финансовые инъекции, такие как $60 миллионов от Гонконгского магната Ka-shing в 2007 г. - это к примеру, были результаты и посерьезнее. Независимо от этого, все сходятся в одном – Facebook продвигает честность и открытость. Кажется, что людям, действительно, нравится быть самими собой. Сейчас Фэйсбук, как и любой лидер, обладает определенными свойствами, которые являются неотъемлемыми для имиджа преуспевающего человека. Это столь же естественно, как иметь последний айфон (зачем тут другое написание... имя-то давно нарицательное), "бэху" в кредит, оплаченное родителями (либо Советским государством, которое так яро клянут поборники твиттерных революций и глумливых постов Льва Щаранского) высшее образование и квартиру в ипотеку (от которой так же тщательно сбегают Хоревы, Кашины и Гуриевы — записные, кстати, блогеры, бежавшие из России в последнее время, боясь преследований за войну с другим уже, новым государством. Войну иллюзорную, но это уже не наша тема). Фэйсбук — это то, к чему пришли люди, для которых Одноклассники слишком тесны, убоги и первобытны, а Вконтакте — просто сборище школьников, разговаривающих на странном языке — "лалка", "багет", "бомбануло". Фраза "Лалка, тебе пукан бомбануло от того, что мама казашка, а в следующем году ЕГЭ по русскому сдавать? Багет, панемайу" — это еще очень правильный, выдержанный в традициях вариант написания. Вот так и живем.

Ведь недостаточно иметь большое количество пользователей для создания жизнеспособной социальной сети. У них (точнее, у вас) еще должны быть сильные связи. Таким образом, для укрепления любой социальной сети необходимо анализировать типы соединений своих пользователей и поощрять их объединение с другими крепко связанными пользователями, которые и являются залогом построения сильной соц-сети. Сколько крепких связей вы можете припомнить прямо сейчас (ну, не считая коллег по офису)? Друг детства? Первая любовь (они обычно отходчивые и легко добавляются в друзья)? Соратник по митингу? Ага.

Друг детства с легкостью нарушит закон, сядет, и выйдет на волю уже далеко не дружественным вам — "человеку, не тянувшему" — пациентом. Первая любовь выйдет замуж за трех иностранцев по очереди (с разницей в полгода), соберет свои миллионы и уедет куда-нибудь на Мальдивы. Соратник по митингу окажется и вовсе каким-нибудь бесом — вроде православного гомосексуалиста, свято уверовавшего в воскрешение Ильича (это смешно, но все истории взяты из жизни). И что делать дальше?

Или Twitter. По существу микроблоггинг "А что именно вы делаете в настоящее время?" - это сайт, где пользователи поддерживают контакт друг с другом , сообщая о каждодневных событиях короткими сообщениями, которые они отправляют со своего компьютера или переносного устройства. Так говорят нам популярные издания в 2009 году. Но если сейчас забить в том же Google сочетание "Twitter революция", он выдаст 4,5 миллиона ссылок. Этот сервис был очень успешным, когда появился в 2006 г. "Нам действительно нужно знать, что кто-то, кого мы даже не знаем, предпочитает Burger King McDonald's или решает почитать газету? Действительно ли нам интересны каждодневные мелочи?" - писали 4 года назад. "Ну, вообще-то, да. Хотя бы для того, чтобы свергнуть правительство и изменить государственный строй", - ответят жители Турции, Ливии или Сирии. Всюду статусы, всюду френды, всюду веселье.

Не получается. Аналитики задаются и задавались вопросами еще много лет назад (много — это все, что больше пяти — по нашим меркам). Является ли это (социальные сети — прим. ред.) временным явлением, которое не выдержит испытание временем, или это понятие обладает неограниченным потенциалом? Ответ, вероятно, где-то посередине. Экономический спад, конечно, не повлияет на исчезновение таких сайтов, просто некоторым из нас идея может показаться надоевшей. Действительно ли мы налаживаем связи в социуме, или мы только прячемся за клавиатурой и составляем списки виртуальных друзей вместо того, чтобы встретиться с ними в реальном мире?

Не нужно верить тому, что тебе показывают-рассказывают-ссылаются так называемые друзья. Это очень банально звучит, но на практике этим советом пользуются единицы, остальные попадаются на удочки мошенников и широко раскрытые пасти толстых троллей чуть более, чем постоянно. Избежать этого можно только одним способом — уделяя больше внимания реальности. Хочешь собрать народ на тусовку? Собирай через Фейсбук, но не нужно каждую секунду делать новое фото на Instagram. Честное слово. Потому что если бы все окружающие делали так же, назавтра утром тебе было бы очень стыдно.

Когда твоя девушка не рядом с тобой, очень легко высыпать в сеть горсть грязных подробностей. В принципе, в этом случае девушка не отличается и от босса, коллеги, одноклассника, одногруппника, сослуживца, да кого угодно. Но только вот извиняться придется все-таки в реальности. А если нет — через очередной статус Вконтакте или на Фейсбуке — то стоит задуматься: "А может быть партнер делал то же самое, но только раньше?"

Ну, и, соответственно, начинать шерстить социальные сети. Как всегда.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews