Галина Островская: «Мой курс – первые выпускники ДВГУ»
Заслуженный работник культуры Российский Федерации, любимый преподаватель сотен артистов и журналистов Приморского края Галина Яковлевна Островская рассказала ИА Приморье24 о своём студенчестве.
Владивосток, ИА Приморье24. Сегодня в нашей странеотмечают День российского студенчества. Этот праздник учредили в 2005 году,хотя до этого неофициально он отмечался более двухсот лет. Сегодня практическиво всех городах России, где есть университеты, институты и училища празднуютДень студента или Татьянин день.
Редакция ИА Приморья24 не осталась в стороне отэтого события. Сегодня мы тоже отмечаем День российского студенчества... вместес видными деятелями нашего города в сфере культуры, науки, политики и спорта. Навопросы нашего корреспондента о своей студенческой жизни ответила театральныйкритик, Заслуженный работник культуры РоссийскийФедерации, любимый преподаватель сотен артистов и журналистов Приморского края Галина Яковлевна Островская.
«Как я поступала в институт? Дело в том, что у меняродители актёры, и я всю жизнь мечтала быть артисткой. Но мой папа, умный оченьчеловек, он сказал: «Ты окончи любой институт, какой хочешь, а потом, я тебеклянусь, я помогу тебе поступить в любой театральный институт. Ну,мудрый человек, он хотел, чтобы у меня была специальность. И в это время япоступала в Московский педагогический институт на филологический факультет,потому что я очень хорошо училась в школе. Но! Это был 53 год, тогда началосьдело еврейских врачей (вы этого уже не помните, вы этого не знаете). Это былстрашный исторический момент в жизни страны, про это написано и в романахмного, и фильмы сняты. А фамилия у меня была еврейская, папина. Я сдала экзамены, у меня былотри пятёрки и две четверки. Тогда не было никаких всяких блатов в Москве, и яне прошла по конкурсу. И потом тётка, очень мудрая женщина, сказала моему папе:«Яша, ты умный человек. Как ты мог девочку с такой фамилией заставить поступатьв институт в Москве?».
Травма, конечно, была жуткая. Первого сентября я –такая очень умная девочка в Москве, начала стирать. И вот я стираю, а по всемрадио передают, что начался учебный год, дети идут в школу, студенты идутв институт, а я стираю и сама себе говорю: «Все будут умные, а я всю жизнь будустирать». Стираю и плачу. Тогда никаких машинок не было, я стирала в тазу, и уменя капали в таз слезы, потому что я поняла, что я буду неучем всю жизнь.
А потом родители приехали работать во Владивосток,это был конец сентября. И папа с моими оценками пошёл к ректору тогдашнегопединститута (это был пединститут), который находился там, где сейчас находитсямузей ДВФУ (Учебно-научный музей ДВФУ на Океанском проспекте, напротивПокровского парка – прим. редакции). И папа пришёл к ректору, показал моиотметки Московского пединститута – три пятёрки, две четвёрки - и ректор взял меня вольнослушателем, потомучто это был конец сентября, все уже учились. И так я начала учиться воВладивостокском педагогическом институте, факультет наш называлсяисторико-филологический. С 1953 года я стала студенткой педагогическогоинститута. И наш институт, когда мы окончили третий курс, переименовали вуниверситет. Вот мы – первый выпуск Дальневосточного государственногоуниверситета. Таких дипломов, как у меня больше нет, потому что там написано:поступил – Владивостокский пединститут, закончил – Дальневосточныйгосударственный университет.
Любимый предмет, как это ни странно, у меня был –политэкономия капитализма. Это была наука, а я от наук, особенно от точных,вообще далека. Но, может, потому что преподаватель интересно рассказывал, мнеочень нравился этот предмет. И у меня даже были мысли с филфака перебраться на политэкономию, но меняпросто друзья отговорили. Ещё любила русский язык и литературу.
Вот у тебя там есть вопрос (у корреспондента ИА Приморье24): общаетесь ли вы с кем-то из однокурсников? Я общаюсь. У меня есть подруга, с которой мы дружим уже больше 60-ти лет. Как мы сели с ней за одну парту в институте, так до сих пор и дружим, дня друг без друга прожить не можем, постоянно созваниваемся. Как говорил мой муж: это уже дружба на правах родства.
Такого праздника – Татьянин день или День студента –у нас не было. Мы его никогда не отмечали. Но зато у нас было много другихповодов.
Есть воспоминание о тех годах, связанное как раз сзастольем. У нас однокурсница была, у неё был папа – по тем временам большойначальник. И вот самое главное наше потрясение было, когда его дочка выходилазамуж, и нас пригласили на свадьбу. Ну, мы-то были все из обычных семей, всебедные, все одинаково плохо жили, ничего не могли себе позволить. А тут - свадьба,на даче адмирала! Ну, такого, конечно, мы раньше не видели! Потому что тамофицианты обслуживали, я помню, поднялась адмиральша, Нинкина мама, разбилахрустальный бокал на счастье молодым и т.д. А по домам нас развозили адмиралы насвоих машинах (смеется)!
Помню еще, как мы отмечали окончание института, вдоме всё у той же Нинки. Пили шампанское из консервных банок, потому чтоНинкины родители переезжали и все из дома уже вывезли. Не было у нас вилок дажев тот день, еду брали руками. Но зато это все так весело было и запомнилосьнадолго.
А специальность я получила - филолог, преподаватель русского языка и литературы. Но в школе я не проработала ни дня. Ещё учась в университете, я начала писать рецензии на спектакли. За одну из них, которая была также частью моей курсовой работы, я получила грамоту Министерства. А первое моё место работы – молодёжная газета «Тихоокеанский комсомолец», куда я написала пару заметок, и меня взяли в штат. Оттуда я ушла в декрет. А после на работу я вышла уже в театр имени М. Горького, такая должность есть в театрах – заведующая литературной частью, я пошла работать завлитом. В это время еще не было института искусств, а при театре была театральная студия. Я стала там преподавать историю театра. Вот то, чем я занимаюсь всю жизнь, что преподаю до сих пор в Дальневосточной академии искусств (сейчас Дальневосточный институт искусств)».