Припортовая нестыковка: железнодорожным "пробкам" ищут хозяина
Морским терминалам необходимо иметь собственную железнодорожную инфраструктуру, об этом заявил министр транспорта Игорь Левитин.
Полный текст читайте на сайте газеты "Коммерсантъ. Приморский край"
Ранее уже сообщалось, что на заседании Росморречфлота на прошлой неделе министр предложил передавать припортовые станции портам.
"Мне кажется, что станции все-таки должны быть не у железной дороги в собственности. Потому что, по сути, это тыловая граница порта и управлять должны моряки, а железнодорожники должны подвозить туда грузы", – цитировались слова министра на официальном сайте ОАО "РЖД".
"Речь не идет о передаче припортовых станций. Если порт не готов выгрузить вагоны, к примеру, по причине неподхода судна, у него должна быть своя резервная железнодорожная инфраструктура, куда можно отставить вагоны", - приводятся слова руководителя Росжелдора Алексея Цыденова, сказанные на видеоселекторе во вторник. Участники совещания призывали к реформированию нормативной базы, ссылаясь на разрабатывающийся пакет поправок к закону "О морских портах".
Взгляды портовиков, представителей железной дороги и логистических компаний на корень проблемы разошлись. Замначальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Сергей Балалаев считает нецелесообразным передачу инфраструктуры.
На каждой припортовой станции действует несколько грузополучателей и грузоотправителей. Они зачастую конкурируют с операторами морских терминалов (портов - "Ъ"). Если станция и пути не будут принадлежать РЖД, мы оставим наших клиентов один на один с монополистом, им может стать порт или другой крупный игрок",- объяснил железнодорожник. Кроме того, "новый" владелец, по мнению Сергея Балалаева, столкнется с несвойственными ему задачами.
Гендиректор ООО "ДальРыбПорт" Людмила Талабаева указывает на возможные трудности, связанные с недостаточным техническим оснощением припортовых станций. "Например, станция Мыс Чуркин строилась при Владивостокском морском рыбном порте 60-70 лет назад и за это время ни разу не была модернизирована. Там до сих пор стрелки передвигают вручную! Не увеличивается количество локомотивов, железнодорожных путей",- сказала госпожа Талабаева. Но передать данную станцию в собственность или концессию будет трудно, сейчас там действует порядка десяти грузовладельцев. "Когда мы подписывали с железной дорогой техусловия по развитию железнодорожных путей на территории "Далькомхолода", нам поставили сумму в 40 млн руб. Сложно даже предположить, во сколько обойдется модернизация всей станции и путей", - говорит Людмила Талабаева.
Инициатива Игоря Левитина на первый взгляд кажется логичной, поскольку в настоящее время наблюдается определенный дисбаланс между пропускной способностью портов и припортовых железнодорожных станций, считает гендиректор логистической компании Far East Trans Co., Ltd. Елена Яровая. "Но изменит ли ситуацию смена собственника? Мне кажется, министр имел в виду не столько переход права собственности, сколько механизм инвестирования и развития припортовых станций, ведь смена собственника проблему припортовых "пробок" не решит", - утверждает госпожа Яровая.
По мнению же аналитика Инвескафе Кирилла Маркина, на базе порта может вполне себе сосуществовать целый ряд управляющих компаний. "Однако даже в том случае, когда контроль над железнодорожной инфраструктурой переходит к порту, встает вопрос: как и в чьих интересах ею управлять? До текущего момента все эти вопросы ложатся на плечи РЖД", - считает эксперт. По его мнению, новая портово-логистическая организация сможет оптимизировать работу и более точно планировать бизнес-процессы.
"Необходимо проработать нормативную базу, чтобы минимизировать возможность конфликтных ситуаций между РЖД и портами. Правда, по моему личному убеждению, недовольные найдутся при любом раскладе",— говорит аналитик.