«Патерсон» Джима Джармуша во Владивостоке: фильм о поэтичных буднях водителя автобуса
Автор киноальманаха «Кофе и сигареты» создал нежную картину о мечтах и ежедневной любви
Приморье24. Новый фильм известного «артхаусного» режиссера Джима Джармуша – чистая поэзия, проявляющаяся в красоте операторских линий, фразах и лицах героев, и «белых» строках, звучащих с экрана. Корреспондент «Приморье24» побывала на сеансе волшебно-банальной киноленты в «Уссури» и хочет поделиться впечатлениями.
Главный герой фильма Джармуша – флегматичный водитель городского автобуса Патерсон (Адам Драйвер). Он живёт в американской провинции Патерсон (совпадение? не думаю) и каждый день выполняет один и тот же алгоритм действий. Как и большинство людей на нашей планете, независимо от места жительства или национальности.
Композиция фильма выстроена на основе недели. Каждая из семи его частей начинается одинаково: утро, кадр постели сверху – Патерсон просыпается. Дальше по схеме: целует свою девушку (Голшифте Фарахани), завтракает, идёт на работу, выслушивает жалобы на жизнь своего коллеги и – и в путь – крутить «баранку». Его будни скрашивают бытовые мелочи и написание безрифменных стихотворений, в которых он эти мелочи и описывает. Поначалу, кажется, будто Патерсон удручён размеренностью своего бытия и самовыражение карандашом – его единственный свет в тоннеле, но на деле молодой мужчина оказывается истинным ценителем моментов «сейчас». Он по-настоящему любит свою инфантильную Лауру, видит поэтику не только в поэзии, но и в кружке пенного, в ежедневной прогулке с обаятельным бульдогом Марвином, во встречах: в автобусе, баре, на лавочке у водопада. Причем городок полон такими же обычными-необычными, как и сам главный герой, людьми: за неделю Патерсон наблюдает за девочкой-поэтессой, подростками-анархистами, рэпером у стиральной машинки, безответно влюбленным актёром, пытавшимся захватить бар с пугачом в руках.
Джармуш лишает своего героя тяги к техническому прогрессу (у Патерсона нет телефона, он не пользуется компьютером, в доме нет даже телевизора), показывая, что настоящее – вовсе не на экране гаджетов. Сам режиссер назвал свой фильм «одой повседневности». Это так. Фильм даже немного скучноват, но ценно в нём то, что Джармуш видит в людях людей – никого не обличает, никого не стыдит, а просто «подглядывает» за ними в дверной глазок и восхищается особенностями каждого.
«Патерсон» - фильм обаятельный, вдохновляющий и нежный. Это поэзия, наполненная тонким юмором и любовью к человеку и его желаниям. Наверное, у каждого из нас должна быть «отдушина» в жизни: написанная в блокноте строка, вид на водопад, черно-белые краски и кисть или свежая «киновкуснятина», к рангу которых относится и новая лента «странного» Джима Джармуша.