Приморский "Бор" дошел до третьего банкротства
Перспективы компании выбраться из долговой «ямы» равны нулю – в списке уже утвержденных и потенциальных кредиторов «Бора» фигурируют астрономические суммы.
Владивосток, ИА Приморье24. Градообразующее предприятие Дальнегорска горно-химическая компания «Бор», как и прогнозировал «Золотой Рог», с помощью московских инвесторов доработалась до банкротства - уже третьего.
Решение о введении процедуры внешнего управления в отношении АО «Горно-химическая компания «Бор» (ГХК «Бор», эксплуатирует единственное действующее борное месторождение в России) 20 октября может принять Арбитражный суд Москвы. Перспективы компании выбраться из долговой «ямы» равны нулю – в списке уже утвержденных и потенциальных кредиторов «Бора» фигурируют астрономические суммы.
Например, ЗАО «Астера» требует взыскать с должника 1,871 млрд рублей по факту договора займа от 18 августа 2013 года. Офшоры «Идарт Энтерпрайзиз Лимитед» и «Дилахасси Лимитед» претендуют на 331,9 млн рублей и 275,8 млн рублей соответственно. Инициатор банкротства ООО «Трейдцентр» заявило 197,5 млн рублей. На этом фоне "утешающе" выглядит заявление ООО «ВЕИР Минералз РФЗ» с требованиями на 6,7 млн рублей.
В 2011-2014 годах комбинат входил в состав частной холдинговой компании O1 Group, основанной Борисом Минцем и осуществляющей инвестиции в различные сферы экономики. Именно с этими инвесторами были связаны все положительная ожидания властей Приморья. Однако за последний год контроль над «Бором» перешел к малоизвестным компаниям, само АО было перерегистрировано с Дальнегорска на Москву, а предыдущие владельцы «умыли руки».
По последнему списку аффилированных лиц, сейчас основным акционером АО «ГХК «Бор» является Виталий Пашенцев, единственный собственник зарегистрированного в Москве ООО «Селена», которому, в свою очередь, принадлежат 67,5% акций приморского химкомбината. Еще 25% принадлежат кипрскому офшору Setilius Development Limited, 66,7% которого, в свою очередь, записаны за офшором с Тортолы Derfino Ventures ltd. Кто является владельцем оставшихся 92,5% акций – остается неизвестным.
В PR-службе «Бора» ответили на вопрос, как собственники «Бора» реагируют на вероятность введения процедуры внешнего управления и почему это стало возможно, ведь предприятие ориентировано на экспорт, а значит, должно было извлечь дополнительную выгоду от изменения курса рубля?«Действительно, девальвация национальной валюты не смогла поддержать финансовое состояние комбината, что обусловлено негативными внешними и внутренними факторами, - говорится в ответе PR-службы «Бора». - В первом полугодии 2015 года цена на боросодержащую продукцию на мировом рынке продолжила падение. В то же время со стороны Китая – основного потребителя продукции ГХК «Бор» - наблюдалось снижение спроса, которое было вызвано как девальвацией китайского юаня, так и замедлением экономики страны в целом. Кроме того, весной 2015 года в Китае борная кислота была внесена в список химически опасных веществ, а потребители продукции были вынуждены получать специальную разрешительную документацию, расходы на оформление которой трейдеры предпочли переложить на поставщиков. Более того, не надо забывать, что Россия и Китай – не единственные страны, девальвировавшие национальную валюту. Турецкая лира также была девальвирована, в результате чего турецкий производитель борной кислоты – один из основных конкурентов ГХК «Бор», себестоимость продукции которого изначально была ниже, получил существенные ценовые преимущества на мировом рынке, которыми он воспользовался. На внутреннем рынке также наблюдались негативные тенденции, вызвавшие рост себестоимости продукции ГХК «Бор». В частности, выросли тарифы на железнодорожные перевозки и расходы на закупки вспомогательного сырья (серы, масла, угля, стали). По отдельным сырьевым позициям рост стоимости составил от 5% до 30%. Наконец, согласно условиям коллективного договора, ГХК «Бор» регулярно индексирует заработною плату, которая с 1 июля 2015 года была повышена на 8,5%, что также нашло отражение в росте себестоимости».
В итоге, виноваты все – Китай и Турция, железная дорога и трудовой коллектив. Но только не реальные собственники.
Председатель первичной профсоюзной организации «БОР» Сергей Матвеев отмечает, что комбинат нуждается в техническом перевооружении и модернизации.
«Мы считаем, что задача власти на всех уровнях не только усиливать контроль за использованием природных ресурсов и строго спрашивать в случае нерадивой эксплуатации месторождения, но и активно использовать экономические формы стимулирования собственников для дальнейшего развития производства и внедрения новой техники. Сегодня, как и несколько лет назад, наше предприятие снова вновь стоит на пороге преобразований. Какими они будут, мы не знаем, хотя практика учит, что процедура банкротства не всегда носит негативный характер. Одно несомненно – комбинат нужен нам, его труженикам, нужен Приморью и стране в целом», - говорит профбосс.
Досье "Золотого Рога":
Первый раз внешнее управление на приморском химкомбинате было введено в 2000 году по заявлению ОАО «Энергомашкорпорация». В 2003 году внешнее управление было введено уже по заявлению инвестиционной компании «Альянс-Капитал», которая ранее перехватила активы «Бора». В результате в 2005 году ОАО «Бор» было ликвидировано, а на его базе создано ЗАО «Горно-химическая компания «Бор», ныне АО.