Расположение галлереи
Корреспондент РИА VladNews попробовал себя в роли сотрудника СИЗО
Проект «Попробуй на себе» - в фоторепортаже РИА VladNews
Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. В преддверии Дня сотрудника СИЗО и тюрьм, который отмечается 31 октября, корреспонденту Анастасии Полетаевой в рамках проекта РИА VladNews «Попробуй на себе» удалось примерить форму и на некоторое время влиться в коллектив ФКУ СИЗО-1 Владивостока.
Рабочий день здесь начинается ровно в 8 утра, опаздывать нельзя. Мне, как новоиспеченному сотруднику, нужно было приехать на КПП к 07:30. Попасть не территорию СИЗО оказалось не так просто – каждый сотрудник и гость учреждения проходит проверку. Сначала при помощи паспорта необходимо получить пропуск на посещение учреждения, а также сдать все средства связи, зарядки и носители. После чего вас проверят при помощи металлоискателя.
После прохождения контроля я оказалась в кабинете начальника ФКУ СИЗО-1 Андрея Яковлева, где мне провели небольшой инструктаж и предупредили, что снисхождения ждать не стоит.
Мой рабочий день, как и всех сотрудников учреждения, начался с построения. Ровно в 08:00 все сотрудники СИЗО-1, заступавшие на работу, выстроились и получили инструктаж на день, а также отчитались начальнику учреждения о произошедших за сутки событиях. Андрей Петрович во время построения проверил у сотрудников знание их обязанностей. Как мне рассказали позже, если человек не знает своих обязанностей, то к работе он приступить не сможет.
После построения, получив план работы на день, все отправились на свои рабочие места. Мне нужно было за один день попробовать себя в нескольких ролях. Сначала я познакомилась с комнатой контроля, где расположены экраны, на которых можно увидеть всё происходящее в камерах. Контроль за подозреваемыми и подследственными ведется круглосуточно. Здесь есть свои правила, например, нельзя, чтобы дверь шкафа была открыта и тем самым загораживала обзор камере видеонаблюдения. Именно закрывшись от «всевидящего ока» содержащиеся в камерах могут использовать запрещенные в СИЗО вещи, такие как мобильные телефоны и другие устройства. Также именно в этой комнате есть связь со всеми камерами. Стоит нажать лишь одну кнопку, и твой голос зазвучит в нужном помещении.
После того, как мы увидели через монитор, что происходит внутри жилых помещений, мы отправились на утреннюю проверку, что является ежедневной обязательной процедурой. Мне дали деревянный молот и щуп, сказав, что именно это снаряжение пригодится для проверки. Отмечу, что на проверке всегда находятся несколько сотрудников учреждения и медработник. Подследственные и обвиняемые выходят в коридор для пересчёта. Внутри камеры мне объяснили, для чего понадобится выданное снаряжение. Так, деревянным молотом необходимо простучать стены, оконные решетки, кровати, стол, скамейку на предмет распилов. При помощи щупа можно выявить подкопы, а также дефекты в стене и полу, которые могли сделать арестанты. Также проводится визуальный осмотр камеры для выявления запрещенных предметов. После того, как проверка помещения завершена, необходимо проверить работу ночного освещения, а также радиосвязи, при помощи которой происходит общение арестантов и сотрудников.
Мне самостоятельно удалось проверить несколько камер, в которых содержатся женщины и несовершеннолетние. Несмотря на то, что, на первый взгляд, проверка выглядит довольно просто, руки от напряжения быстро устают, ведь необходимо простукивать предметы и при этом применять силу. В ходе визуальной проверки мне удалось обнаружить несколько неположенных матрасов и коробок. Всё это по правилам учреждения изымается.
Как рассказал Андрей Яковлев, арестант имеет право на еще один дополнительный матрас, если у него, например, больная спина и есть заключение врача.
После мы оказались в помещении, через которое проходят абсолютно все те, кто оказывается в СИЗО, в том числе и сотрудники. В этой комнате мне сняли отпечатки пальцев. Мои представления о чернилах и грязных руках оказались лишь догадками. Современное оборудование облегчает процедуру. Также меня сфотографировали около специальной стены, после чего внесли информацию в базу данных. По распоряжению начальника учреждения мне даже выдали пропуск, как и каждому сотруднику, который прошёл процедуру. Но «откаткой пальчиков» и фотографией при приеме на работу в этом месте не ограничиваются.
Далее мы проследовали в психологическую службу. Оказывается, психологи здесь работают не только с подозреваемыми, но и с сотрудниками учреждения. Да это и неудивительно, такая работа явно наносит отпечаток на эмоциональное состояние сотрудников. Как я успела для себя отметить, больше всего в учреждении работает женщин, и, на мой взгляд, им приходится несладко. К психологам сотрудники приходят, чтобы «разгрузится», в комнате звучит расслабляющая музыка, а также всё необходимое для комфортного пребывания. Специалисты надевают на человека наушники, в которых раздается специальный звук, а также очки с красными маячками. Как рассказали психологи, эта процедура погружает человека в фазу сна, после чего происходит резкое взбадривание.
После психологической службы мы побывали в отряде осужденных хозяйственного обслуживания, который работает на территории СИЗО. Здесь нет решеток, как в предыдущих камерах. Комнаты выглядят иначе, но проверка также проводится ежедневно.
Далее меня ждало знакомство с комнатой приема передач. Как оказалось, здесь работа проходит иначе, нежели я себе представляла. Всё, что принесли родные и близкие для арестантов, сотрудники проверяют досконально: продукты разрезаются, пересыпаются, переливаются, расфасовываются вручную, чтобы не пропустить никаких запрещенных веществ. Как рассказали сотрудницы, в день они могут принять до тонны передач. При этом в месяц содержащемуся лицу в СИЗО положено всего 30 кг. Также здесь проверяются и почтовые посылки, поступившие на имена арестантов.
После этого нам показали, как проходят свидания подозреваемых с родственниками, встречи с адвокатами и правоохранительными органами - под чутким наблюдением сотрудников следственного изолятора и под прицелом камер видеонаблюдения. А свидания с родственниками даже прослушиваются. Так, если речь заходит о побеге или разговор переходит на запрещенные темы, то свидание сразу же прерывается.
В завершении мы посетили центральный пункт контроля. В большой комнате присутствуют более десяти мониторов, где круглосуточно ведется наблюдение над всем следственным изолятором. Множество камер не прекращают свою работу ни на минуту. Здесь в любой момент можно посмотреть, что происходит в той или иной камере, а также в любой точке СИЗО.
После того, как наше знакомство со структурами СИЗО было завершено, мы вернулись в кабинет начальника учреждения, где подвели итоги. Как отметил Андрей Яковлев, с работой я бы справилась, но для того, чтобы стать полноценным сотрудником изолятора, необходимо приложить немало усилий. А для себя я сделала вывод, что работа в СИЗО очень интересная, но довольно сложная, как физически, так и эмоционально. Не каждый мужчина выдержит такую нагрузку, что же говорить о такой хрупкой девушке, как я.
Сюжет о новом выпуске проекта «Попробуй на себе» смотрите в новостях на 8 канале, а в ближайших планах корреспондентов РИА VladNews – попробовать себя в роли визажиста, примерить форму сотрудника аэропорта и нарисовать граффити… Но не будем раскрывать всех секретов – следите за новостями!