Новые горизонты Камчатки: как край меняет экономическую стратегию после ВЭФ

Председатель Правительства Камчатского края Юлия Морозова подвела итоги работы региона на Форуме

WhatsApp Image 2025-09-08 at 09.13.27.jpeg

На юбилейном Восточном экономическом форуме Камчатский край заключил рекордные 22 соглашения, акценты сместились с туризма к масштабным транспортно-логистическим проектам. Председатель Правительства Камчатского края Юлия Морозова в интервью Приморью 24 рассказала, как регион планирует привлекать инвестиции, развивать международное сотрудничество и сохранять уникальную природу полуострова в условиях растущего туристического потока.

- Юлия Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете участие делегации Камчатского края в Восточном экономическом форуме в этом году?

- На моей памяти, а это уже 10-й Восточный экономический форум, наверное, это самый насыщенный и самый напряженный для камчатской делегации ВЭФ, потому что очень много соглашений.

Мы подписываем 22 соглашения - за каждым из этих соглашений стоят реальные дела, реальные объекты, а за некоторыми уже и многолетнее сотрудничество. Конечно, большое количество деловых встреч, большое количество сессий в деловой программе.

- Какие задачи стояли перед регионом на форуме и удалось ли их реализовать?

- Главная задача Восточного экономического форума, на мой взгляд, все-таки это привлечение инвестиций в регион. Могу сказать, что да, ключевые задачи сегодня уже решены.

- Если сравнивать, чем ВЭФ в этом году отличается от предыдущих лет для Камчатского края с точки зрения новых партнеров, новых инвесторов?

- Наверное, качеством самих соглашений и их направленностью. Если в предыдущие годы больше соглашений мы заключали в области развития, например, туристической деятельности, строительства гостиниц, отелей, общественного питания, то этот год, наверное, он такой для Камчатского края проходит под флагом транспортно-логистической отрасли.

Очень большое количество соглашений заключается в сфере транспорта, в сфере логистики, в том числе это касается прежде всего, и это, наверное, самое главное, северного завоза и использования возможностей северного морского пути для более надежного обеспечения населения Камчатки самым необходимым.

- Вы сейчас сказали про соглашения. Какие, на ваш взгляд, самые ключевые? Какие вы можете выделить основные заключения, которые уже были подписаны или, может быть, еще успеете подписать?

- Поскольку я уже заговорила о Севморпути, о транспорте и логистике, то, наверное, я бы на первое место поставила два соглашения в этой сфере. Это самое крупное финансовое соглашение с компанией «Вертикаль», более чем на 40 миллиардов рублей. Соглашение касается создания крупного, высокоширотного, мультимодального транспортно-логистического центра. Говоря простым языком, это такой большой транспортно-перегрузочный комплекс, который находится в самом северном населенном пункте – Тиличики – он имеет ключевое значение для снабжения камчатского севера продуктами питания и всем необходимым. Поэтому если бы там действительно удалось нам, я надеюсь, что нам удастся, построить такой центр, то это бы существенно упростило бы, а главное, бы сделало более надежным, обеспечения населения Камчатки, северного населения, коренных малочисленных народов всем необходимы.

Еще одно важное соглашение – это соглашение с группой компаний «FESCO». Мы не первый год сотрудничаем с компанией, но в этом году они заходят на управление двумя с самыми крупными транспортно-логистическими компаниями Камчатки – это Петропавловск-Камчатский морской торговый порт и ТК «Морское пароходство». Здесь мы ожидаем от «FESCO» не только выполнения прямого функционала, но и в рамках соглашения рассчитываем и на то, что «FESCO» поможет нам с обновлением, честно говоря, устаревших гидротехнических сооружений. Конечно, она строилась очень давно, много лет назад. Здесь, конечно, вместе с группой компаний мы рассчитываем на такое содействие Камчатскому краю.

- Юлия Сергеевна, вы также упоминали про туристическую отрасль. Поделитесь, что нового произошло в рамках ВЭФ в этой сфере?

- Конечно, были и есть и туристические соглашения. Наверное, самая яркая «звездочка», как мне кажется, не только для Камчатки, но и для всего Восточного экономического форума – это Международное соглашение.

Не могу не отметить, что у нас будут еще заключены и международные соглашения по сотрудничеству с восточноазиатскими странами – это Гонконг, это Китай, поэтому, наверное, туризм в этом году проходит под флагом международного туризма, что тоже не может не радовать.

- Как регион планирует балансировать между экономическим ростом и сохранением природной сферы Камчатского края?

- Это очень важная задача и она здесь касается и туристической сферы. Самый популярный вопрос, который нам задают все люди, от экспертов до простых людей, которые посещают наш павильон: «Как же вот так вы наращиваете туристический поток, он уже подходит у вас к полумиллиону туристов, а у вас такая уникальная природа, не вытопчут ли у вас все?». Мы всех заверяем, что нет.

Конечно, во-первых, наши ученые, наши специалисты давно посчитали максимальную антропогенную нагрузку на территорию Камчатского края, но главное даже не это. И я всегда говорю, дело не в количестве туристов, которые придут к вам топтать ваши тропинки, а самое главное в том, чтобы вы грамотно организовали движение этих туристических потоков. Тогда неважно, сколько туристов приедет. Грамотное движение, бережное отношение, организация эффективная, она совершенно никак не затронет камчатскую природу.

И сегодня у нас, например, Кроноцский заповедник – самая знаменитая наша жемчужина туристическая долина гейзеров – наглядно демонстрирует нам, как это может быть организовано, когда тысячи туристов прилетают, посещают долину гейзеров, и при этом движение организовано так, что у нас ни одна пылинка, ни один волосок не должен упасть на живую траву.

- Как вы видите роль Камчатского края в стратегии развития Дальнего Востока на ближайшие 5-10 лет?

- Хороший вопрос. Камчатский край, конечно, был и остается главным рыбным центром страны и Дальнего Востока, и эта позиция Камчатского края не изменится.

В прошлом году, например, у нас была не очень удачная лососевая путина – это связано с естественными природными циклами. В этом году она уже гораздо более успешна. У нас уже мы более 250 тысяч тонн лосося освоили, впереди у нас еще Охотоморская путина, поэтому в этом году прогнозы очень хорошие.

И здесь Камчатка будет оставаться главной кормилицей России и Дальнего Востока тоже: свежим лососем, белой рыбой, морепродуктам. И, конечно, интерес со стороны зарубежных партнеров к нашему дикому лососю, к нашей продукции возрастает. Ну и главная задача, которую сами рыбаки сегодня перед собой поставили – это задача организации более глубокой переработки. Наша Омега-3, например, уже вышла и на международные рынки – Китай и бывшие страны СНГ

И если еще, например, два года назад у нас только был один производитель ОМЕГИ-3 на Камчатке, то сегодня это уже три производителя. Поэтому здесь наши рыбаки делают шаги и вширь, и вглубь, я бы сказала. Конечно, эта отрасль останется ключевой.

Но мы наращиваем, как видите, наши возможности в туристической сфере. Камчатка становится туристической, все больше интерес, все больше туристов. И открытие в этом году самого, мне кажется, уникального в стране А может быть даже и в мире международного аэропорта будет только способствовать увеличению туристического потока. 1 апреля мы запустили грандиозный аэропорт, и я приглашаю вас своими глазами на него посмотреть, потому что это лучше один раз увидеть, и действительно, возможности очень большие: более миллиона туристов в год, почти 680 пассажиров в час. Поэтому, наверное, туризм поставила бы я на второе место.

И на третье место, конечно, транспортно-логистическую сферу. Также, о которой я уже говорила, достаточно много. Не могу также не сказать, что еще большие планы у нас стоят и по развитию энергетики – мы продолжаем и заключаем соглашения по развитию возобновляемых источников энергии. У нас сегодня уже более трети энергии всей на Камчатке производится именно на возобновляемых источниках – это энергия солнца, ветра, но прежде всего это энергия земли. И вот это к вашему вопросу об экологии это тоже важный вклад. Одна из главных наших задач в ближайшие 3-5 лет приблизиться к 40% энергии на возобновляемых источниках.

- Юлия Сергеевна, мы желаем вам только удачи, долгих, хороших вам сотрудничеств с компаниями. Спасибо вам за уделенное нам время!

- Спасибо вам!

Другие материалы рубрики "В Приморье"
Команда 3.jpg

В Приморье провели командообразование для железнодорожников, портовиков и вагоностроителей

Сотрудники железнодорожного, портового и вагоностроительного объединения собрались на приморской земле для обмена опытом

Леопард.jpg

Участник кампании ВТБ собрал почти 800 тысяч рублей для защиты дальневосточных леопардов

Сбор средств стал возможен благодаря активному участию россиян в специальных тиражах лотереи

5417894183986918025.jpg

Мобильный интернет МТС впервые взлетел на вершину горы Облачная в Приморье

Чтобы обеспечить доступ к цифровым сервисам, инженеры МТС реализовали альтернативное техническое решение