Припортовая нестыковка: железнодорожным "пробкам" ищут хозяина

Морским терминалам необходимо иметь собственную железнодорожную инфраструктуру, об этом заявил министр транспорта Игорь Левитин.

ab13324073211319779607_port.jpg
Но РЖД нерезонно расставаться со своими станциями и путями в припортовой зоне, это приведет к новому дисбалансу интересов, утверждают железнодорожники. Портовики готовы управлять железнодорожными станциями, но указывают на возможные трудности. Однако, проблема "припортовых пробок" решаема в рамках единой для всех нормативной базы, соглашаются представители логистического бизнеса и эксперты.

Полный текст читайте на сайте газеты "Коммерсантъ. Приморский край"

Ранее уже сообщалось, что на заседании Росморречфлота на прошлой неделе министр предложил передавать припортовые станции портам.  

"Мне кажется, что станции все-таки должны быть не у железной дороги в собственности. Потому что, по сути, это тыловая граница порта и управлять должны моряки, а железнодорожники должны подвозить туда грузы", – цитировались слова министра на официальном сайте ОАО "РЖД". 

"Речь не идет о передаче припортовых станций.  Если порт не готов выгрузить вагоны, к примеру, по причине неподхода судна, у него должна быть своя резервная железнодорожная инфраструктура, куда можно отставить вагоны", - приводятся слова руководителя Росжелдора Алексея Цыденова, сказанные на видеоселекторе во вторник. Участники совещания призывали к реформированию нормативной базы, ссылаясь на разрабатывающийся пакет поправок к закону "О морских портах".

Взгляды портовиков, представителей железной дороги и логистических компаний на корень проблемы разошлись. Замначальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Сергей Балалаев считает нецелесообразным передачу инфраструктуры.

На каждой припортовой станции действует несколько грузополучателей и грузоотправителей. Они зачастую конкурируют с операторами морских терминалов (портов - "Ъ"). Если станция и пути не будут принадлежать РЖД, мы оставим наших клиентов один на один с монополистом, им может стать порт или другой крупный игрок",- объяснил железнодорожник. Кроме того, "новый" владелец, по мнению Сергея Балалаева, столкнется с несвойственными ему задачами.

Гендиректор ООО "ДальРыбПорт" Людмила Талабаева указывает на возможные трудности, связанные  с недостаточным техническим оснощением припортовых станций. "Например, станция Мыс Чуркин строилась при Владивостокском морском рыбном порте 60-70 лет назад и за это время ни разу не была модернизирована. Там до сих пор стрелки передвигают вручную! Не увеличивается количество локомотивов, железнодорожных путей",- сказала госпожа Талабаева. Но передать данную станцию в собственность или концессию будет трудно, сейчас там действует порядка десяти грузовладельцев.  "Когда мы подписывали с железной дорогой техусловия по развитию железнодорожных путей на территории "Далькомхолода", нам поставили сумму в 40 млн руб. Сложно даже предположить, во сколько обойдется модернизация всей станции и путей", - говорит Людмила Талабаева.

Инициатива Игоря Левитина на первый взгляд кажется логичной, поскольку в настоящее время наблюдается определенный дисбаланс между пропускной способностью портов и припортовых железнодорожных станций, считает гендиректор логистической компании Far East Trans Co., Ltd. Елена Яровая. "Но изменит ли ситуацию смена собственника? Мне кажется, министр имел в виду не столько переход права собственности, сколько механизм инвестирования и развития припортовых станций, ведь смена собственника проблему припортовых "пробок" не решит", - утверждает госпожа Яровая.

По мнению же аналитика Инвескафе Кирилла Маркина, на базе порта может вполне себе сосуществовать целый ряд управляющих компаний. "Однако даже в том случае, когда контроль над железнодорожной инфраструктурой переходит к порту, встает вопрос: как и в чьих интересах ею управлять? До текущего момента все эти вопросы ложатся на плечи РЖД", - считает эксперт. По его мнению, новая портово-логистическая организация сможет оптимизировать работу и более точно планировать бизнес-процессы.

"Необходимо проработать нормативную базу, чтобы минимизировать возможность конфликтных ситуаций между РЖД и портами. Правда, по моему личному убеждению, недовольные найдутся при любом раскладе",— говорит аналитик.

Все новости
Другие материалы рубрики "Общество"