Впервые на радио "Лемма" - Игорь Шувалов

Сегодня в студии радио "Лемма" первый вице-премьер правительства России Игорь Иванович Шувалов.

kb13226477371.jpg

Сегодня в студии радио "Лемма" первый вице-премьер правительства России Игорь Иванович Шувалов.

У нас поступило много вопросов и через интернет, и у журналистов есть вопросы. Этому мы и хотели бы посвятить предстоящий час. И первый вопрос - вы очень часто бываете в Приморском крае. Почему такое внимание нашему региону? Какие, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы существуют в крае?- Действительно, с августа 2008 года я часто бываю в крае. Раз в месяц, иногда реже. С такой частотой в Приморский край не ездит никто, но тем не менее, все ключевые члены правительства регулярно бывают в Приморском крае. На меня Дальний Восток возложен как основное направление в моей работе. Мы взялись за проект подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, который пройдет с 7 по 9 октября. К лету будущего года все объекты должны быть готовы. Лидеры 21 экономики соберутся во Владивостоке, чтобы обсудить важнейшие мировые проблемы - либерализация международной торговой системы, обеспечение мировой продовольственной безопасности, развитие транспортных возможностей, имея в виду особую, уникальную возможность России, поскольку мы обладаем самой большой протяженностью в евразийском пространстве, плюс отдельные проекты по модернизации. И приезжая на Дальний Восток мы занимаемся не только мостами и дорогами, мы еще говорим про эту повестку, начинаем ее разворачивать, готовим специальные группы на базе ДВФУ, которые совместно со специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов будут работать на поддержание повестки. Мы должны быть подготовлены на экспертном уровне. Мы должны понимать, что и 2012 год, и саммит, и наше председательство в АТЭС завершится. Нами необходимо будет перейти к совершенно другой программе развития Дальнего Востока. Я по поручению президента и премьера занимаюсь отдельным большим проектом - "Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья", которая будет утверждена к лету будущего года. Для саммита АТЭС мы выделили 220 млрд рублей из бюджета. Плюс к этому много денег вложили компании с государственным участием - "Газпром", "Транснефть", другие корпорации в совокупности вложили несколько сот миллиардов рублей, построили новые или модернизировали существующие объекты. Такую же сумму - 220 млрд рублей в ближайшие 3-4 года нужно направить на наиболее важные проекты в Приморском крае. Эта программа должна быть готова и обсуждена со всеми приморцами. Люди должны понимать, что мы копаем, строим для их блага, по совету с ними и с их разрешения.

Правда ли, что в приморской глубинке гораздо больше позитива в отношении к масштабным работам, охватившим край?- Парадокс. В районах Приморья люди живут гораздо тяжелее, но все преобразования они приветствуют. У жителей Владивостока, который мы уже называем третьей столицей России, и ментальность "столичная" - чем больше делается для города, тем больше степень недовольства горожан. В районах люди гораздо конструктивнее настроены. Они говорят о проблемах, но даже в самых жестких высказываниях я вижу попытку наладить диалог. Даже нотки ревности уже проявляются - вы столько денег тратите на Владивосток, не пора ли уже и в развитие районов вкладывать? Люди хотят услышать от нас, что мы будем инвестировать в их инфраструктуру. И теперь мы со всеми приморцами должны определиться - что и где строить? Это сложный вопрос. Сейчас мы строим во Владивостоке - владивостокцы недовольны. Перенесем работы в районы - владивостокцы спросят - почему инвестиции не приходят к нам? Тем не менее, большинство людей, с которыми я встречаюсь, говорят - мы видим, что появляются дороги, мосты, мы хотим преобразования города. Кстати, не все приморцы понимают, что в период кризиса, начиная с 2009 года, мы практически обнулили федеральные расходы по соседним регионам, но в Приморье ни одна стройка не была остановлена.

До нас дозвонилась Валентина Воронова, начальник обогатительной фабрики в поселке Светлогорье. Она говорит, что благодаря вам предприятие вышло из кризиса, возобновлена добыча вольфрама, зарплаты выплачивают вовремя. Буквально вчера на ГОКе появилась новая партия карьерных самосвалов. Вопрос от работников Лермонтовского ГОКа - какова дальнейшая судьба предприятия? Появились слухи, что его могут передать прежнему владельцу.- Совсем недавно мы эту тему обсуждали. Никаких планов о передаче предприятия какому-либо новому собственнику нет. Если они и появятся, то сначала мы проведем публичные слушания. Никто за спиной тружеников предприятия подобных решений принимать не будет. Сейчас предприятие работает стабильно, люди получают зарплату, первоначальную задачу мы выполнили. Сейчас надо модернизировать производство, заниматься развитием предприятия.

Игорь Иванович, вопрос о газификации Владивостокской ТЭЦ-2. Проблема эта дошла до президента России, он даже предложил губернатору переехать в район Тихой, чтобы ощутить в каких условиях существуют жильцы этого района. Во время вашего последнего визита на ТЭЦ-2 вы устроили "разнос" за медлительность исполнения программы газификации. Расскажите, почему работы ведутся не так быстро, как хотелось бы?- Обычное разгильдяйство! Изначально было согласовано - мы приведем магистральный газ в 3-м квартале 2011 года. К этому времени энергетики должны были подготовиться, чтобы перейти на использование газа. На ТЭЦ-2 часть оборудования переведена на газ, но основная работа еще впереди. Газ важен по двум аспектам. Во-первых, мы должны производить более дешевую энергию - тепловую и электрическую. Во-вторых - а может быть, это как раз самое главное - мы не должны загрязнять окружающую среду. Посмотрите на ТЭЦ-2 - какого цвета снег? Этим всем дышат люди! Считаю, что это предмет для разбирательства. Сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы все эти выбросы были прекращены и в течение 2012 года все модернизационные работы были выполнены.

Слушатель спрашивает - хорошо, что сейчас вкладывают деньги в инфраструктуру, а что будет после саммита? Люди продолжают уезжать из Приморья. Что предпринимается для того, чтобы сделать Владивосток привлекательным для россиян, а не только из ближнего зарубежья?- Люди не до конца понимают те преимущества, которые у них здесь есть. Среди субъектов Дальнего Востока Приморье явно выделяется в лучшую сторону и по качеству жизни, и по климатическим показателям, и по инфраструктуре. И для молодежи удовлетворить свои профессиональные амбиции здесь гораздо больше возможностей - такой ситуации на рынке труда, как здесь, в соседних регионах нет - практически отсутствует безработица. Нас, конечно, беспокоит то, что основные инвестиции во Владивосток заканчиваются в будущем году. Но у нас есть денежные средства федеральные, надо понять - на что мы эти деньги направим. Все эти объекты, которые будут возводиться, потребуют много рабочих рук. Там, где не хватает приморцев, пусть приезжают люди из ближнего зарубежья. Кстати, работы много, но приморцы не на все вакансии идут. Существует миф, что за аналогичную работу можно получать гораздо больше, чем в Приморье. Это не так! В центральной части России есть регионы, в которых жизнь гораздо сложнее, чем в Приморье. Мы-то как раз верим, что в Приморье, вблизи восточных рынков, которые будут развиваться и наши связи будут более активными, у молодежи появляется больше возможностей развиваться. Здесь есть сложности, которые совершенно очевидны - нет жилья и нет земли, что по сути глупо. При таких обширных пространствах - не дать надел человеку или семье. Нужно давать людям возможность строить дома. Наша ответственность должна быть в том, чтобы подвести соответствующую инфраструктуру. Конечно, изменится отношение к социальной инфраструктуре - ведь не каждому поселку мы построим школу, детский сад, поликлинику. Это, скорее всего, будут стандарты как в США, в Канаде - межмуниципальная инфраструктура, объекты на удалении получаса автотранспортом.

Вопрос по поводу вчерашнего выступления Димы Билана….

- Он вчера провоцировал публику, говоря, что молодежь плохо его встречает: приехал в ваш маленький поселочек… Это просто сценическая провокация. Билана потрясающе встречали. Как он сам говорит, ему надо было постоянно держать в тонусе молодежь. На самом деле, он обращался очень уважительно к Владивостоку, говорил, что здесь «круто», здесь начинается день и так далее…

Сегодня вечером вы идете в театр имени Горького?

- У вас очень хороший театр. Владивостоку повезло с главным режиссером, очень хорошая труппа. Причем, все актеры – воспитанники местной школы. Это очень отрадно. И я знаю, что гастроли театра в центральной части России неизменно пользуются большой популярностью. Сегодня с удовольствием пойду в театр!

Вы совершили поездку по новой железнодорожной линии «Владивосток – Кневичи», побывали в новом терминале. Как бы вы оценили проект?

- Это суперсовременный проект. Сделали мы его вместе с немцами, финансировал его Внешэкономбанк. Выглядит аэропорт очень просто, но это суперэффективный аэропорт со всеми необходимыми зонами для обслуживания рейсов. Электричка будет подходить в закрытый терминал, люди в городе на вокзале будут сдавать багаж, проходить регистрацию и налегке ехать в аэропорт. С таким же удобством, как во Владивостоке, пока могут отправляться только пассажиры в Москве. Я этим очень горжусь, считаю, что это большое достижение для людей – теперь будет очень удобно прилетать во Владивосток и улетать из него.

Вы говорили о развитии скоростного ж/д сообщения между Уссурийском, Владивостоком и Артемом, чтобы создать конгломерат городов. Также вы говорили о скоростном сообщении между Владивостоком и Хабаровском…

- Мы электричку до аэропорта придумали не только для того, чтобы ездить в аэропорт. Очень важна остановка в Артеме. Сейчас из Артема во Владивосток люди вынуждены добираться по два часа. А будут – чуть больше 40 минут. Следующий наш проект Владивосток – Уссурийск, что-то около часа пути. Для того, чтобы людям было удобно между городами перемещаться. Более дешевый способ – проложить пути вдоль существующего. Мои коллеги из городской администрации говорят о том, что было бы лучше проложить новый путь, построив еще один низководный мост на полуостров Песчаный – это позволит вовлечь новые земли в развитие города. Это имеет смысл, однако это очень дорогой проект. Тут надо посоветоваться с приморцами. Если вы спросите меня, то я считаю, что дороги – самая первая необходимость для развития региона, именно на это надо тратить федеральные деньги. Но, возможно, жители думают иначе, надо показать альтернативы - на что можно потратить.

По запуску электрички в аэропорт Кневичи. Называются разные даты. Когда же?- Сейчас будет тестовый режим, а пассажирское сообщение заработает к лету, как и обещали. К вопросу о земле. Город часто сталкивается с тем, что какие-то объекты не может построить только потому, что земля - краевая. Слушатель спрашивает - как решается эта проблема?- Это взаимоотношения губернатора и мэра. Ситуация не уникальная, она почти во всех регионах. Потому, что главный земельный ресурс располагается в столице субъекта. Бывали случаи, когда мэры городов злоупотребляли, распределяя землю в интересах своих или своих приближенных. Поэтому введена законодательная норма, которая позволяет руководству субъекта вмешиваться в это распределение. Во Владивостоке была история, был мэр, который привлечен к уголовной ответственности. До сих пор невозможно разобраться с земельными участками, которые этим мэром передавались в собственность тех или иных лиц. На этих участках до сих пор невозможно строить. Сейчас ситуация иная. Пушкарев хорошо работает, отношения с губернатором складываются неплохие. Думаю, тут надо менять, перераспределять полномочия. Кстати, и губернатор, и мэр жалуются, что вся земля федеральная. Да, в свое время большие участки земли были зарезервированы за министерством обороны. Сейчас военные передают землю, чтобы город развивался, в том числе для строительства на острове Русский. Мы будем договариваться с военными, чтобы город получил еще больше возможностей. Но с военными иногда тяжело вести разговор. Военная группировка в Приморье будет увеличиваться. Земельный ресурс в городе очень ограничен, возможности точечной застройки исчерпаны. Нужно развивать земли в окрестностях Владивостока, давать землю под строительство. Меры вплоть до полного освобождения собственника земли от земельного налога. Мы привыкли, что у человека в собственности 3-6 соток, а летишь 10 часов над страной - ни одного поселения. Парадокс. Надо с такими парадоксами бороться.

Наших слушателей беспокоят чрезмерно высокие цены на продукты питания. Звучат разные предложения, в том числе – вернуть государственное регулирование цен на важнейшие продукты. Что вы об этом думаете?

- Климат Приморья и богатые земли – это потенциал для развития собственного производства. В стране множество инструментов поддержки сельхозпроизводителей, которые в Приморье используются крайне ограниченно. Крупных товарных современных производств здесь нет. Пашню нужно возвращать в оборот, к земле относиться уважительно. Тогда не только себя сможем накормить, но и в соседние регионы и страны поставлять сельхозпродукцию. Надо иметь высококлассные перерабатывающие мощности. Но производство – это еще не все. Есть фактор торговых сетей. В России не хватает торговых площадей для розницы. Лучший в этом отношении город – Казань, худший – Москва. Мы должны предоставлять площади, чтобы появлялись небольшие магазины, социальные магазины, самые разные. А пока торговля выглядит как некий картельный сговор. Я не понимаю, как молоко, которое по словам самих же производителей – порошковое, может стоить 60 рублей за литр. Это какая-то ерунда и безобразие! Обещаний несбыточных давать не буду, но краевое отделение антимонопольной службы этим вопросом уже занимается.

Очень обидно, что большую часть земли обрабатывают граждане Китая…

- Неправда, не большинство. Да, работают и китайцы, и корейцы. На китайцев жалуются: они пользуются химическими препаратами, которые запрещены в нашей стране. Тут фактор надзора должен работать. Вообще, ничего плохого в совместных проектах я не вижу, но надо договариваться "на берегу" - сколько россиян будет работать, сколько иностранцев. Такие проекты даже могут быть полезны – мы сможем обмениваться опытом, технологиями.

На рынке труда время "белых воротничков" - никто не хочет работать на земле, на стройке.- Всем хочется иметь высшее образование, это хорошо. Но все не могут быть юристами или экономистами. Продукт делается руками и станками. В то время, когда я учился, профтехобразование не пользовалось уважением, школьники не шли туда. Но советская модель образования была успешно реализована в других странах, например, в Германии. Выпускник школы, которому 17-18 лет, и который обладает какими-то навыками, куда ценнее для рынка труда. Я не пошел в свое время в ПТУ - это было непрестижно, сейчас - увы - ситуация сохраняется. В профессиональные заведения молодежь идет неохотно. Надо менять ситуацию, причем, не только на словах. Сегодняшние "белые воротнички" должны быть готовы к тому, что они будут меньше получать, чем работники в сельском хозяйстве, в строительстве.

О развитии торговых сетей. Владивостоку, как городу развивающемуся, возможно не хватает крупных центров, расположенных за городом, где и цены были бы ниже…

- Мы готовы в Приморье этот опыт развивать, хотя, надо сказать, положительный опыт в этой области имеется только в Москве и Питере. Но мы уже договорились, что проведем совещание с представителями крупнейших сетей, представленных на российском рынке. Если есть возможность их сюда затащить – мы будем рады. Вообще, странно, что во Владивостоке до сих пор даже «Макдональдса» нет! А ведь мы ожидаем, что вскоре тут будет много иностранного капитала, зарубежных граждан – им нужны брэнды, к которым они привыкли. Не потому «Макдональдс», что он лучше готовит, а потому, что это определенный знак качества, надо добиться, чтобы такие знаки тут были.

Вам пришлось вмешаться и решать проблему льготных лекарств в Приморье. Вы сами видели в аптеках – бесплатных лекарств нет. Люди и сейчас обращаются с жалобами. Наблюдаете ли вы за этой проблемой?

- В настоящий момент эта проблема должна быть решена полностью. Выделены дополнительно 88 млн рублей, на эти деньги приобретены все необходимые лекарства. Меня заверили, что по аптечной сети все лекарства доставлены во все уголки Приморского края. Если кто-то не может получить лекарства, прошу сообщить мне, буду разбираться.

Об укрупнении авиакомпаний. Не кажется ли вам, что после укрупнения цены билетов возрастут?

- Работа «Аэрофлота» - обслуживание дальних перелетов. А региональные и межрегиональные перевозки может и должен взять на себя «Владивосток-авиа». Между большой компанией и дочерними обществами бизнес должен быть разделен так, чтобы они не толкали друг друга локтями. Мы сделали Владивосток открытым аэропортом, что существенно повлияет на конкуренцию между «Аэрофлотом» и зарубежными перевозчиками, а значит – это в интересах пассажиров.

О малой авиации. Решено ли как будут осуществляться муниципальные авиаперевозки?

- Мы предусмотрели в бюджете на будущий год 2,5 млрд рублей. Если начинать с 2012 года, то придется взять в лизинг зарубежную технику. Учитывая, что мы эту программу будем продолжать, легко будет получить лицензии на производство аналогов зарубежных самолетов. Например, на заводе в Арсеньеве. Это очень хорошее предприятие, сейчас там проходит модернизация. У завода много заказов от военных, будет и много заказов от гражданских компаний. Мы хотим производить самолеты на 15-20 пассажиров, и совсем легких – чтобы муниципальные образования могли иметь собственную технику. А что касается межмуниципальных перевозок – этим, видимо, должны заниматься «Владивосток-авиа». Субсидии, конечно, надо будет предусматривать, но они уже не будут столь масштабными, как этого требует устаревшая техника.

Хабаровск и Владивосток всегда сравнивают друг с другом. Говорят, Хабаровск – город для людей, Владивосток – для машин?

- В любые самые сложные времена губернатору Виктору Ишаеву и его команде удавалось поддерживать высокий уровень. Город создавался не за один год, но сегодня – это настоящий европейский город. Владивосток развивался по-другому. Сложный рельеф, были ограничения по земле, были другие руководители. В итоге, город для пешеходов стал враждебным. Нужно развивать скверы, делать садики, благоустраивать зеленые зоны. Владивосток должен развернуться к жителю. Пока это очень жесткий город.

В том числе и по количеству пробок? Вы их на себе ощущаете?

Да, конечно. Мы передвигаемся кортежем, с машинами сопровождения. Мы просим, чтобы это делаллось достаточно прилично, но вынуждены так передвигаться потому, что слишком много мероприятий, люди ждут. И прошу прощения у горожан за доставленные неудобства. Вчера, кстати, мы не смогли добраться на концерт Билана. Мы вышли из машин и пошли пешком.

Может быть, вместо мостов стоило бы построить во Владивостоке метро?

- Метро – это всегда дорого. Тем более, я не уверен, что при таком ландшафте метро во Владивостоке будет хорошо работать. Мы посмотрим, как заработают дороги, которые мы запустим летом, если ситуация не улучшится – надо будет принимать решения по рельсовому транспорту – будет это монорельс или скоростная электричка. Уверен в одном: должно быть восстановлено трамвайное сообщение по городу, только на современном уровне. Это должны быть современные травмайные пути, комфортабельные вагоны. Людям трамваи нужны, это должно быть обязательно. Автобусы. Мы сегодня запустили первые муниципальные автобусы. Дороги – это важно. Но к этим дорогам нужны пешеходные зоны, парки, скверы. Сейчас уже сделано многое, надо посмотреть – как это будет работать. Если надо – будем вводить дополнительное инвестирование, создавать новые проекты.

Завтра на острове Русский официалоьно открывают несколько корпусов ДВФУ. Поедут ли студенты из других регионов на Дальний Восток?

- Спросите у ректора Миклушевского – студенты из других регионов уже есть. В том числе, из Москвы и Питера. Если мы сделаем все так, как хотим – включая партнерские отношения с первоклассными американскими, австралийскими, азиатскими вузами - этому университету аналогов не будет. И здесь не только восточное направление, здесь будет первоклассная медицинская база, связанная с медико-биологическим факультетом. Если коротко – перспектива университета такая, что сюда будут приезжать со всей страны.

И в заключение – о выборах. Радиослушательница сообщает: руководители предприятий заставляют подчиненных брать открепительные талоны и в день выборов в обязательном порядке явиться на работу, откуда всех повезут в другой город голосовать.

- Просто дурь какая-то! И после таких вот вещей удивляются: почему люди не любят «Единую Россию»! Я считаю, что руководителям предприятий не нужно ничего придумывать, давать каких-либо указаний. При всей жесткости ситуации, люди понимают – с кем они будут работать. На встречах с приморцами я повторяю: ваш партнер в федеральном правительстве – это я. Если есть надежда и вера, надо спокойно оценить весь пройденный путь и проголосовать. Проголосовать надо в любом случае – даже если не за «Единую Россию». Любой выбор – это выбор граждан. Если голосов в поддержку будет больше – мне будет приятнее работать! Успех Приморье – это успех всей страны! Я никогда не занимался политикой, но понимаю, что от выбора, который сделаю граждане, зависит будущее всей страны. Сам я взял открепительный талон, буду голосовать во Владивостоке.

Спасибо, Игорь Иванович, за то, что пришли к нам на эфир. Надеемся еще увидеть вас в студии радио "Лемма".

- Спасибо. Зовите - приду!

Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"

Ледокол "Адмирал Макаров" возвращается из арктических морей

Ледокол обеспечил проводку 31 судна, которые завезли в порты СМП 78 тысяч тонн грузов и вывезли из них 67 тысяч тонн