Из-за "особого мнения" пограничников страдают люди

Капитана краболовного судна оштрафовали на 600 тыс. долларов

b1308534923crab.jpg
Игорь Крылов - капитан «Успеха» - стал заложником спора между пограничниками и рыбаками по поводу трактовки Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна.Напомним, этой весной, несмотря на то, что ученые разрешили добывать краба стригуна-опилио в прибрежной подзоне Приморья и квоты на этот объект были распределены, крабовая флотилия была остановлена. Краснознаменное пограничное управление Приморского края инициировало в отношении ЗАО «Пасифик Марин», занимающейся реализацией живого краба на экспорт в страны Азии, административное производство.Пограничники потребовали во-первых, выгружать уловы крабов на берег для пересчета, а во-вторых, перерабатывать их на берегу. По их мнению, бизнесмены нарушили пункты 16 и 41 Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, которые запрещают транспортировку за внешнюю границу исключительной экономзоны РФ (ИЭЗ) в живом, свежем, охлажденном виде крабов всех видов, добытых в территориальном море, ИЭЗ и на континентальном шельфе. По Правилам, утверждали пограничники, крабы должны быть доставлены на территорию России для переработки или реализации.ЗАО «Пасифик Марин», в свою очередь, говорило о том, что Правила разрешают переработку или реализацию. Между тем, как раз факт реализации на территории РФ (как того требует закон) состоялся и компания экспортирует уже задекларированный и купленный у добытчика товар. «Выгрузка же улова невозможна, так как приведет к порче товара и многомиллионным убыткам», - поясняли бизнесмены. До вынесения «особого мнения» пограничников крабовики работали так: компания-добытчик получала квоты, разрешение на промысел, ловила краба (в рамках выделенной квоты) и везла его в порты Приморья для регистрации (как того требует Правительственное постановление №184). Промысловики заключали с покупателем (в нашем случае – ЗАО «Пасифик-Марин») договор купли-продажи, по которому выловленный краб подлежал дальнейшей транспортировке и выгрузке уже в портах Кореи, Японии. В рамках закона, покупатели оформляли ветеринарные сертификаты, Минпромторг выдавал лицензию на вывоз живого краба, оформлялись и иные документы, необходимые для экспортной операции.До 1 апреля нареканий со стороны контролирующих органов работа компаний не вызывала. Однако именно 1 апреля пограничники решили, что «пользователь водных биоресурсов, получив разрешение на прибрежный промысел, должен доставить улов на российский берег для дальнейшей его переработки и реализации. Ведь именно с целью создания и развития береговых предприятий, занимающихся глубокой переработкой и выпуском конкурентноспособной продукции из водного сырья, создания новых рабочих мест в прибрежных регионах, насыщения рыбной продукцией в первую очередь российского рынка вносились в свое время изменения в нормативную базу по прибрежному рыболовству» (так было заявлено в официально релизе, распространенным Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю). На прошедшем в апреле Дальневосточном научно-промысловом совете представитель погрануправления Владимир Толкачев заявил, что «мы не можем посчитать, сколько компании ловят в море, поэтому хотим сделать это на берегу, а без выгрузки это невозможно». На сторону рыбаков встали и Росрыболовство, и руководство Приморского края. По мнению вице-губернатора Приморского края Игоря Улейского, контролировать экспортные операции не входит в обязанности пограничников, а «такая трактовка правил рыболовства не имеет под собой правовых оснований». Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов назвал происходящее «театром абсурда». «Компании доставляют уловы на берег, происходит его реализация, как того требует закон, и нет никаких причин создавать препятствия. Если настаивать на его обязательной переработке на берегу, можно дойти до того, что свежая рыба никогда не дойдет до потребителя в масштабах всей страны»,— заявил Василий Соколов.Между тем, суд первой инстанции вынес постановление «дело в отношении ЗАО «Пасифик Марин» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Пограничники не согласились с выводом суда и обжаловали постановление – в Приморский краевой суд. Еще в 2010 году на Заседании научно-промыслового совета было принято решение об отмене пунктов 16 и 41 правил рыболовства и передано Росрыболовству на внесение изменений в Правила. 29 апреля 2011 года Приказом Главы Росрыболовства указанные пункты не были исключены, но в них были внесены изменения, которые уточнили условия реализации за пределы ИЭЗ РФ, а именно обязательность доставки уловов на территорию РФ, согласно нормам Закона «О рыболовстве» 166-ФЗ. Но пока шли судебные тяжбы, и доказывалась невиновность ЗАО «Пасифик Марин», простой труженик моря, который отдал своей работе уже больше 20 лет, вдруг оказался крайним. Дело об административном правонарушении в отношении Игоря Крылова, капитана судна «Успех», к слову сказать, дело с тем же «составом», что и у ЗАО «Пасифик Марин», пограничники в суд передавать не стали, а решили самостоятельно наложить на физлицо штраф в размере 19 млн рублей. «Это более 600 тысяч долларов! Чтобы отдать эти деньги, я должен 30 лет не «вылазить» с моря, при условии что моя семья не получит с моих заработков ни копейки», - сказал капитан суднаИгорь Крылов. Между тем, капитаны судов, занимающиеся браконьерским помыслом, отделываются легким испугом. Уголовное наказание для контрабандистов остается чисто символическим. В сентябре 2010 г. городской суд Совгавани признал капитана рефрижератора "Золотистый" виновным в контрабанде более 16 тонн мяса краба и приговорил к штрафу в размере 100 тысяч рублей. При этом стоимость обнаруженной в трюме контрабанды, по оценке экспертов, составила почти 16 млн рублей. Суммы штрафов настолько разнятся, что это вызывает ряд закономерных вопросов. Если капитан судна, ведущий легальный промысел, должен заплатить более полмиллиона долларов, а браконьер всего 100 тысяч рублей, то приоритеты контролирующих органов, в том числе и пограничной службы, расставлены очень сомнительно», - считают эксперты.По их словам, 100-тысячный штраф - это фактически входной билет для тех, кто решил не обременять себя легальным промыслом морских биоресурсов. Наверное, поэтому данные с корейских портов, куда поставляет основной объем браконьерского краба, выглядят просто удручающее. В январе 2011 г. в порт ДОН ХЭ официально было поставлено 114 тонн краба, контрабандно 436 тонн. В феврале ситуация изменилась 302 тонны легального краба, против 128 тонн неучтенки. В апреле продукция теневого промысла опять выходит на первое место, 208 тонн против 186. Куда склониться чаша весов? Ответ на этот вопрос должны дать те, кто охраняет водные биоресурсы. Но понятно, что уход легальных компаний с этого рынка и "драконовские" штрафы в разы увеличат криминализацию этой отрасли.
Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"
IMG-20161204-WA0000.jpg

Очевидцы рассказали о пожаре крупнейшего в России атомного корабля-разведчика "Урал" (ФОТО)

В феврале 2016 г. был объявлен повторный тендер на утилизацию "Урала", её стоимость составляет 1 млрд. рублей

В воскресенье во Владивостоке тепло и туманно

В Приморье днем местами небольшие осадки, температура днем до +8