Иван Штыль: Сколько во мне крови – столько во мне спорта

Многократный чемпион мира и бронзовый призёр летних Олимпийских игр в Лондоне – в интервью РИА VladNews

98590aefe2368335b401aab05a00304bb32b9c4b.jpeg

За свои многочисленные победы российский гребец Иван Штыль известен в России и далеко за её пределами, им гордятся дальневосточники и ставят в пример молодым спортсменам. Многократный чемпион мира и бронзовый призёр летних Олимпийских игр в Лондоне рассказал в интервью РИА VladNews, какова цена медали, почему после Олимпиады в душе появляется пустота, и какими качествами необходимо обладать будущему чемпиону.

- Иван, расскажите про Олимпиаду в Лондоне.

- До первой своей Олимпиады я не понимал людей, которые были уже двукратными, трехкратными или пятикратными олимпийскими чемпионами, но они все равно хотели попасть на Олимпиаду. Для чего? Ведь у них уже есть известность, финансовое благополучие... Я этого не мог понять, пока сам не побывал на Олимпиаде. Хочется возвращаться туда снова и снова из-за той уникальной атмосферы. Вы попадаете из обычной среды в совсем другой мир, я думаю, это то же самое, как слетать в космос. Мировоззрение меняется кардинально, после этого на многие вещи ты смотришь по-другому. Такой атмосферы нет ни на каких других соревнованиях. Олимпиада – это нечто другое. Поэтому после первых олимпийских игр я захотел побывать на вторых, после вторых – на третьих. Желание только увеличивается, при этом я понимаю, что сейчас будет еще тяжелее.

На Олимпиаде я не ощутил какой-то вражды между соперниками, хотя настраивал себя, что будет злая борьба – предательство, подлость… Но ничего этого нет. Опять же всё из-за атмосферы, там она искренняя, хочется, чтобы во всем мире было так.

- Что вы чувствовали, когда выиграли бронзу на Олимпиаде в Лондоне?

- Когда ты выходишь на дистанцию, представьте: десять тысяч человек слева, десять – справа, еще миллионы смотрят тебя по телевизору… Это передать невозможно! В этот момент ты ощущаешь, что значит быть в центре внимания.

Запоминаются те чувства, когда ты уже преодолел дистанцию и ищешь свою фамилию на табло. Эти моменты тоже бесценны.

Когда идешь на награждение, стоит такой гул, многие тебя поздравляют, говорят что-то, но слышишь только эхо…. Знаете, в фильмах есть эффект такого размытия заднего плана, стоишь, а всё размыто движется вокруг тебя.

Когда оглашают твое имя и надо делать шаг, кажется, что это самый долгий шаг в твоей жизни. В этот момент думаешь о том, что ты сделал для того, чтобы стоять здесь. Вспоминаешь тренировки, людей, удачи и неудачи, весь тот путь, который вёл к этому шагу. Когда поднимаешь глаза и видишь стадион, полный людей, начинаешь ощущать себя центром вселенной по счастью. Все эти люди счастливы за тебя, аплодируют тебе, причем не только твои сограждане, все искренне рады за тебя.

Потом эти чувства идут на спад, усталость проходит, приходит пустота.

- У вас очень много наград, но какая из них самая-самая? Олимпийская медаль?

- Ни одна медаль в моей жизни не далась просто так. Ни на одном соревновании не было, чтобы я пришел, меня увидели и сказали «на тебе медаль». Поэтому каждая медаль для меня ценна.

- Приходилось ли в жизни чем-то жертвовать?

- Да. Вообще мужчина должен научиться жертвовать чем-то важным в данный момент ради большего в будущем. Я пожертвовал своими близкими. В 13 лет уехал из дома и приезжал на неделю раз в год. Однако осознание того, что ни за какие жизненные блага, которые получает спортсмен за свой результат, мы не вернем то время с близкими людьми, приходит потом. Никакая золотая олимпийская медаль не вернет моменты с людьми, которых любишь. Вот когда это осознание приходит, ты понимаешь, как дорога цена медали, и хорошо, когда ты ее получил. А ведь бывает, что и медали нет, а ты все равно этим пожертвовал – многие люди на этом ломаются.

- Были ли такие ситуации, когда хотелось всё бросить и кардинально поменять сферу деятельности?

- Конечно. Во-первых, профессиональный спорт – это всегда тяжело. Во-вторых, привыкаешь и уже не получаешь стимул. Самое тяжелое для человека – это найти стимул для того, чтобы что-то сделать. Если теряется стимул к работе, то его надо либо найти, либо уходить с этой работы. Это происходит очень часто, потому что тяжело совмещать жизнь спортсмена и обычного человека. А когда ты становишься более взрослым спортсменом, то приходит осознание рисков, и ты думаешь, а стоит ли этот риск того конечного результата, который может получиться. Мы знаем другую сторону медали, которую не видит обычный человек. Что, например, происходит со спортсменом, когда он получает травму, как складывается его жизнь после этого, как некоторые потом не могут адаптироваться в жизни.  В такие моменты думаешь, а стоит ли рисковать.

- Расскажите про ваш режим дня.

- В шесть утра подъем, зарядка. С возрастом зарядку, конечно, хочется делать всё меньше, но это нужно.

Далее завтрак. На завтрак всегда каша, только манную и тыквенную не ем. Манную не люблю, а тыквенную еще не распробовал.

Тренировка с 9 утра до 12 дня, потом обед. Обед всегда насыщенный. Супы, каши, мясо, рыба. Плохо, когда у нас сборы за границей в зимний период, нам нужна вода, чтобы тело не замерзало, а супов там нет, поэтому иногда с нами даже ездят русские повара.

После обеда – сонный час, спим два часа. Сон – самый лучший восстановитель сил. Еще не придумано ни одной таблетки, которая бы восстанавливала силы так, как сон.

Дальше опять тренировка с 16 до 19, потом ужин, и с 20 часов восстановительные процедуры либо свободное время. В 22 тебя уже «вырубает», потому что физически сильно устаешь.

По такому графику мы работаем 15-20 дней, четыре дня отдыхаем и потом снова по такому же графику. И так 10 месяцев.

- Ваш круг друзей состоит в основном из спортсменов?

- Сколько во мне крови - столько во мне спорта. Мой круг общения, конечно, больше насыщен людьми, которые близки к спорту, а если они далеки от спорта, я их подтягиваю, конечно, не к профессиональному, а просто к живому, яркому, энергичному образу жизни. Хотя иногда, чтобы разгрузить разум от спорта, мне приятней поговорить с человеком, который даже не знает, чем я занимаюсь и не в курсе, что такое профессиональный спорт.

- После завершения спортивной карьеры останетесь в спорте?

- Уходить из спортивной сферы я точно не хочу. Я столько знаю о спорте, не имею никакого морального права просто взять и положить эти знания на полочку. Буду я тренером или еще кем-то – жизнь покажет, но я точно знаю, что опыт свой буду передавать в любом случае.

- Вы бы хотели, чтобы ваши дети занялись греблей?

- Только если захотят. Ребенку нужно дать возможность попробовать. Нельзя жить чужой жизнью и навязывать ее другому.

- Какими качествами нужно обладать спортсмену, чтобы стать чемпионом?

- Первое – целеустремленность, второе – понимание, что нужно развиваться не только в технической части своего вида спорта, но и познавать другие науки, потому что опытный спортсмен знает, что другие науки помогут ему лучше понять технику своего вида спорта. Нужно постоянно развиваться, пробовать новое и не опускать руки, потому что спортсмен должен быть бойцом по характеру, но не быть бараном, который просто будет долбиться в стену, эту стену всегда можно обойти или перепрыгнуть. Вот для этого нужно развивать не только тело, но и разум.

- А вы по жизни агрессивный человек?

- Нет. Агрессия – это признак слабости, она затуманивает разум, который подсказывает правильный выход из ситуации. Агрессия никогда еще не приводила к положительному исходу с наименьшими потерями.

Софья Ночвина

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews