«Востокцемент» VS «Дороги Владивостока»: кто на самом деле получил ущерб?

Сумма убытков составили порядка 1 миллиарда 450 миллионов рублей

65c45a5e3c3ab4cde57b6548dc2cc72bdde57000.jpeg

От взаимодействия с МУП «Дороги Владивостока» группа компаний «Востокцемент» получила убытки на сумму 1 миллиард 450 миллионов рублей. Это произошло в результате прощения задолженности муниципальному предприятию в размере 962 миллионов рублей, налогов, уплаченных с этой суммы и других факторов, связанных с работой холдинга с МУПом. Об этом сообщила заместитель генерального директора по экономике и финансам ГК «Востокцемент»  Жанна Бевза в понедельник, 10 декабря, в ходе очередного слушания по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего группу компаний «Востокцемент» Андрея Пушкарёва, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт в поддержку Игоря Пушкарёва.

Отвечая на вопросы участников судебного процесса, Жанна Бевза сообщила, что взаимодействие холдинга и муниципального предприятия началось в 2008 году. Уже через год – в 2009-м– у «Дорог Владивостока» появилась дебиторская задолженность – 92 миллиона рублей. «Востокцемент» продолжал отгрузку инертных строительных материалов, а долги МУПа росли, как снежный ком. В 2010 году задолженность уже составляла 386 миллионов, в 2011-м – 600, в 2012 году – 746 миллионов рублей. К концу 2015 года долг муниципального предприятия увеличился до 1 миллиарда 48 миллионов. Часть долгов МУП оплатить сумел. 

«С финансовой точки зрения последствия взаимодействия холдинга с МУПВ «Дороги Владивостока» я оцениваю крайне негативно,- подчеркнула Жанна Бевза. - На протяжении всего времени работы с МУПом компания «Востокцемент» наращивала долги, которые в свою очередь влияли на формирование дефицита денежных средств на предприятии. Данный дефицит необходимо было чем-то компенсировать, ведь надо выплачивать заработную плату, платить налоги, рассчитываться по счетам. В этот период мы были вынуждены привлекать кредитные ресурсы, причем процентные ставки были достаточно существенные, начиная с 14 процентов, некоторые выше. И весь период взаимодействия с МУПом компания выплачивала эти проценты, их общая сумма  составили около 450 миллионов рублей. Это прямые убытки компании «Востокцемент».


Несмотря на то, что полученные стройматериалы МУП «Дороги Владивостока» не оплачивало, холдинг всё это время исправно платил налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В соответствии с учётной политикой и юридическими тонкостями, в момент отгрузки продукции, предприятие обязано отразить в собственной бухгалтерской документации прибыль вне зависимости от того получена оплата или нет. Кроме того, налоговое законодательство обязывает в это же время оплатить налог на добавленную стоимость. Далее следует исчисление налога на прибыль и его уплата. При этом, напомним, никакого значения не имеет, оплатило предприятие полученную продукцию или нет. 

«Получается, что прибыль отражена, а по факту денежные средства за стройматериалы не получены,- отметила свидетель. -  С учетом НДС МУПу была отгружена  продукция на 2,5 миллиарда. После частичной оплаты – полтора миллиарда, у нас сформировался долг на 962 миллиона рублей, который в последствии был прощён. Это также прямой убыток компании «Востокцемент», так как прощение задолженности осуществлялось из чистой накопленной прибыли холдинга».


Если бы муниципальное предприятие произвело полный расчёт, то за вычетом налогов, себестоимости продукции и прочих расходов, сумма чистой прибыли «Востокцемента» составила бы 127 миллионов рублей. Чтобы установить размер ущерба группы компаний «Востокцемент» от взаимодействия с МУПом, отнимаем гипотетическую прибыль, отражённую по требованиям законодательства в финансовых документах холдинга, от суммы задолженности. Таким образом, чистый убыток составляет 835 миллионов рублей. 
 

«Я считаю, что этот экономический эффект необходимо дополнить следующими факторами. После того, как продукция была отгружена («Востокцемент» ничего не получил за неё от МУП «Дороги Владивостока»), холдинг уплатил налог на добавленную стоимость в размере 146 миллионов рублей. То есть, мы заплатили налог на добавленную стоимость с той суммы долга, которая не была оплачены, а также налог на прибыль в размере 25 миллионов рублей,- перечислила Жанна Бевза. – Общая сумма налогов – 171 миллион – к убыткам холдинга. Плюс при наличии такой дебиторской задолженности, которую компания имела на протяжении длительного времени, мы были вынуждены кредитоваться в банках по коммерческим ставкам. И проценты, уплаченные по кредитному проценту, сопоставимы с суммой долга МУП «Дороги Владивостока» в адрес «Востокцемента». Сумма уплаченных процентов составила 450 миллионов. Это еще дополнительные убытки, которые понесла компания «Востокцемент» от взаимодействия с МУПом. В итоге, если все это сложить, общая сумма  убытков составляет около 1 миллиарда 450 миллионов. Полтора миллиарда практически».


Несмотря на возрастающую задолженность муниципального предприятия «Востокцемент» продолжал поставлять строительные материалы: во Владивостоке велось масштабное благоустройство, столица Приморья готовилась встречать саммит АТЭС-2012. В это время глава города Игорь Пушкарёв сделал всё возможное, чтобы Владивостока достойно представил Россию. Для него задача, поставленная Владимиром Путиным, - подготовить город к крупнейшему международному событию, являлась первостепенной. Даже в ущерб собственной компании. 

Сотрудники ГК «Востокцемент» неоднократно акцентировали внимание Игоря Пушкарёва на крупную дебиторскую задолженность, которая негативно сказывалась на компании. 

«В первую очередь, после возникновения дебиторской задолженности, приостанавливается отгрузка продукции данному покупателю. Затем начинается работа исполнителей. Для того, чтобы задолженность была закрыта, каждый из них делает звонки, готовит и отправляет письма, назначает встречи. Если по истечению 60 дней результатов нет, то документы передаются в юридический департамент для дальнейшей работы. В отношении МУП «Дороги Владивостока» никаких действий не предпринималось,- рассказала заместитель генерального директора по экономике и финансам ГК «Востокцемент». - Это было решение Игоря Сергеевича».


Жанна Бевза назвала почти миллиардную задолженность МУПВ «Дороги Владивостока» единичным случаем и невиданным делом для компании «Востокцемент». До этого самые крупные задолженности составляли 72 и 46 миллионов рублей. К задолжавшим предприятиям в течение двух месяцев были применены необходимые меры, а дебиторские задолженности – закрыты. 

«В феврале 2011 года состоялось заседание бюджетного комитета по итогам 2010 года, где я представила презентацию, касающуюся задолженности МУПа, негативно влияющую на наши финансовые показатели,- сообщила Жанна Бевза. - Игорь Сергеевич сказал, что эту задолженность мы взыскивать не будем, материалы продолжаем отгружать, а дебиторскую задолженность – готовим к прощению. Он отметил, что это наш подарок городу, наша социальная нагрузка».


После того, как было принято принципиальное решение, стартовала процедура списания долга путём его прощения. Это юридически сложный и длительный процесс. Продажей стройматериалов занимается агент («ДВ-Цемент»), который самостоятельно простить долг не может. Он готовит необходимую первичную документацию (это сотни документов) и передаёт её принципалу (собственнику продукции – Спасскому цементному заводу и Владивостокскому бутощебёночному заводу). Для того, чтобы принципал смог отразить эту задолженность в собственном бухгалтерском учёте. И только после этого принципал имеет право простить задолженность, но только за счёт чистой прибыли - суммы, которая не идёт ни на какие расходы, в том числе на себестоимость. При отсутствии чистой прибыли списать задолженность невозможно. 

Процедура списания долга началась в 2014 году. Тогда долг оказался больше, чем чистая прибыль предприятия. Необходимая сумма накопилась по итогам работы 2015 года, в 2016 году состоялось внеочередное собрание акционеров, где они утвердили накопленную прибыль за предыдущий год и приняли решение о прощении долга.  

«Это никак не связано с возбуждением уголовного дела: сама процедура очень длительная, начали мы её заблаговременно»,- подчеркнула свидетель. 


Напомним, Игоря Пушкарёва обвиняют также в том, что поставки стройматериалов МУПВ «Дороги Владивостока» производились якобы по завышенным ценам. Однако показания многочисленных свидетелей говорят об обратном: экс-глава Владивостока действовал строга в рамках законодательства и в интересах города, несмотря на то, что от взаимодействия с муниципальным предприятием холдинг нёс серьёзные убытки. Ведь строительные материалы предоставлялись МУПу в долг, к тому же была разработана гибкая система скидок. 

«МУП не был крупным клиентом ГК «Востокцемент». За весь период взаимодействия сумма отгрузки без НДС составила 2 миллиарда 100  миллионов рублей. Отгрузка другим покупателям за это же время исчисляется 64 миллиардами. То есть, доля «Дорог Владивостока» составляла всего 3-3,2 процента.  Это был далеко не крупный покупатель, но как должник, который в последствии принёс нам убытки,- самый крупный, -отметила Жанна Бевза. -Даже если бы МУП «Дороги Владивостока» произвело оплату за поставленные материалы полностью, то процент прибыли в общем объёме составил бы всего 1,4 процента». 


Исходя из этих данных, говорить о сверхприбыли и завышенных ценах, на которых настаивает следствие, по меньшей мере смешно. Вывод о завышенных ценах озвучили и представители Приморского РЦЦС, которые, не обладая экспертными навыками,  сделали экспертизу по заказу следствия.

«По данным экспертизы в 2009 году в результате завышения цен холдинг получил сумму в пределах 38 миллионов рублей, в 2010-м - 100 миллионов и 2011-й – в пределах миллиона. В общей сложности, по-моему, около 140 миллионов. В этот же период размер дебиторской задолженности в 2009 году составил 92 миллиона рублей, в 2010-м - 386 миллионов, далее задолженность только нарастала, в 2012 году она уже была более 700 миллионов. То есть, сумма долга МУПа перед «Востокцементом» превышала эти «завышенные» цены в разы. На мой взгляд, даже если бы такое завышение было, оно не могло быть оплачено МУПом»,- объяснила Жанна Бевза. 


Кроме того, в ходе допроса свидетель сообщила, что Спасский цементный завод и Владивостокский бутощебёночный завод, поставляющие строительные материалы МУПВ «Дороги Владивостока», признаны монополистами. 

«Всех монополистов жёстко контролирует Федеральная антимонопольная служба. Наши предприятия тоже попадали под её надзор.  Мы готовили ежеквартальные и ежегодные отчеты, которые касались информации по ценам на продукцию, её себестоимости, расходов на производство стройматериалов, прибыли и рентабельности. Если бы у антимонопольной службы возникли вопросы, они бы их задали А завышение цен влечёт за собой проверки и штрафные санкции. По нашей работе такого не было ни разу»,- подчеркнула Жанна Бевза.


Также в этот день на вопросы Тверского суда ответила заместитель начальника правового управления администрации Владивостока Анжелика Бакулина. 

Свидетель сообщила, что мэрия не несёт никакой ответственности по задолженностям муниципального предприятия. То есть, взыскать задолженность МУПа с администрации города невозможно. Кроме того, на балансе «Дорог Владивостока» не было никакого ликвидного имущества, которое могли бы забрать в качестве оплаты за долги. На этом в своё время настоял Игорь Пушкарёв, поэтому экс-глава Владивостока прекрасно осознавал, что взыскать задолженность будет невозможно. Но «Востокцемент» продолжал отгрузку материалов. 

В ходе допроса Анжелика Бакулина отметила, что предприятия группы компаний «Востокцемент» никогда не предъявляли требований о взыскании задолженности. А в результате взаимодействия с холдингом администрации Владивостока не был нанесён ущерб.

Напомним, с подробностями  о деле также можно ознакомиться на официальных страницах экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва в социальных сетях - Facebook,  «ВКонтакте»,  Instagram,  «Одноклассники».

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
36f7d4485519812b0955bbf990c05763f011bf79.jpeg

В России выросла средняя стоимость перелетов в экономклассе

В марте 2024 года средняя цена перелета экономическим классом на внутренних направлениях выросла на 23%

46014fed407e2da125252faf391eac62ac9ca38e.jpeg

С начала года во Владивостоке потушили 247 природных пожаров

В крае действует особый противопожарный режим.

479037d89aba80451cdd1e8e1278924e2970aaa5.png

Самыми дотошными соискателями во Владивостоке оказались аналитики и юристы

Об этом свидетельствуют данные исследования сервиса SuperJob