Поезд «Владивосток-Москва» глазами проводника

Как живут проводники поездов дальнего следования?

d781011ecbd5173a049ff927ac12edd21841bb72.jpeg

Марина Зубко – студентка второго курса ДВФУ, которая, вступив в студенческий отряд проводников «Стрела» им. А.А. Паслёна, провела два летних месяца в железнодорожных поездках по маршруту Владивосток-Москва. О своих впечатлениях и уникальном опыте Марина рассказала корреспонденту РИА VladNews.

– Марина, откуда ты узнала о студенческих отрядах и почему выбрала именно работу проводника?

–  На одной из потоковых лекций первого курса, в аудиторию пришла девушка, представляющая именно этот отряд, объявившая нам о том, что «Стрела» проводит весенний донабор бойцов.  Она рассказала о преимуществах отрядной жизни, о потенциальном заработке, и я решилась пойти. Выбор пал именно на отряд проводников, потому что немногие проводят весенний донабор, основная масса бойцов приходит в начале осеннего семестра.

– Как происходит подготовка будущего проводника?

– Вступая в отряд, ты записываешься на курсы проводников, которые длятся три месяца, а заканчиваются экзаменом. На курсах нас обучали действующие работники РЖД и руководитель направления студотряда. Учат всему, начиная от устройства вагона, заканчивая правильной раздачей постельного белья. Также объясняют, как действовать в форс-мажорных ситуациях: если пассажир грубит, не сдал белье, курит или распивает алкогольные напитки в вагоне.

– Чем еще, кроме подготовки, занимаются бойцы студотрядов?

– Жизнь отряда весьма разнообразна. Каждую неделю у нас проходят сборы, которые могут быть не только информационными, но и развлекательными: мы общаемся, играем, смотрим кино, поём под гитару. В «Стреле» сейчас 102 действующих бойца, но на сборы, естественно, не приходят все, обычно бывает около 60-ти человек.  Информационные сборы проводит командующий состав, который рассказывает о мероприятиях, проводимых Приморским региональным отделением «Российских Студенческих Отрядов». Проводится много конкурсов, например, «Боец года», «Проводник года», а также конкурсы талантов.

– Что еще помимо опыта проводника ты обрела в отряде? Быть может, новые знакомства?

– Само собой! Я пришла в отряд с подругой, но очень многие приходят одни, в надежде обрести новых друзей. Особенно актуально это для первокурсников, которые приехали издалека и еще не завели друзей, не адаптировались: отряды помогают найти компанию или даже любовь. На памяти «Стрелы» есть история о том, как боец женился на девушке, с которой познакомился в отряде.

– Как отнеслись твои друзья и родители к такому решению?

– Мама, как это часто бывает, когда решаешься на что-нибудь авантюристское, была против. Фраза «ты же девочка, куда ты поедешь?» была обусловлена тем, что работа действительно тяжелая. Ты не просто «разносишь чай», приходится таскать мешки с бельем, убираться в вагоне – тот еще труд. Помощь пассажирам тоже входит в обязанности, например, бабушка не сможет сама убрать свои сумки на третью полку, поэтому это приходится делать тебе. Помимо этого, один рейс длится две недели, связь часто бывает нестабильной, иногда даже выйти в интернет не получается. Ну, а друзья одобрили, ведь любой опыт – это всегда хорошо.

– Волновалась ли ты перед своим первым рейсом?

– Очень много переживала о том, что упущу важные детали, вроде правильности документов пассажира, габаритов его багажа. Но каждый год перед открытием летнего трудового семестра на отрядный сбор приходят «старички» – бойцы, которые уже имеют опыт, чтобы рассказать нам хорошие, а иногда и не очень истории о их поездках. Я никогда не была в Москве до прошлого лета, очень хотелось посмотреть Россию, пускай только вокзалы, станции. В Москве у нас есть время с 11 утра до часу ночи, чтобы подготовить вагон к обратному отправлению, погулять по городу и отдохнуть.

– Оправдались ли твои ожидания от такого путешествия?

– В целом, всё было здорово! Конечно, бывало всякое: пьяные пассажиры, грубияны, но такого, о чем я была бы не предупреждена, не было.



– Как бы ты могла описать опыт и впечатления, полученные от двух месяцев на железной дороге?

– Самое главное, что я поняла – не стоит обращать слишком много внимания на любые негативные события. Вырабатывается стрессоустойчивость, способность радоваться мелочам. Едешь, за окном тайга или степь, – выгляни и полюбуйся. Больше всего впечатлений от людей: пассажиры бывают разные, много иностранцев. Но от русских, в большинстве своем, остаются теплые воспоминания. Русские люди добрые, отзывчивые, чего иногда не замечаешь в повседневной жизни. Пассажиры видят, что проводники – молодые девушки, всегда находятся те, кто помогает, иногда даже подкармливает. Самое позитивное в работе –возможность слушать множество разных историй, перенимать опыт.

– Может быть, были какие-нибудь интересные случаи, о которых тебе хотелось бы рассказать читателям РИА VladNews?

– В мою первую поездку, когда мы ехали в Москву, я приняла ночную смену у напарницы, мы как раз подъезжали к Белогорску, Амурская область. У проводников есть расписание и официальный документ, в котором указаны все пассажиры. Но в личной тетрадке мы записывали места пассажиров и города, до которых они едут. Пробежавшись глазами по тетради, я увидела, что один мужчина выходил в Белогорске и, разбудив его за положенные 30 минут, занялась другими делами: мне нужно было выбросить мусор из вагона на этой станции. Первая поездка - неопытность взяла своё, я не заметила в тетради фамилии еще двух человек, которые тоже выходили, а потому и не разбудила их. Поезд останавливается, на улице ночь, льет дождь, я бегу с мешками мусора, а за мной бегут женщина и мужчина из моего вагона, кричат «Девушка, вы почему нас не предупредили, мы выходим на Белогорске, а если бы мы проспали?!». Помню, как очень долго перед ними извинялась, выслушала много нелестных слов в свою сторону, а потом на мое имя пришла жалоба. Но зато я стала внимательнее.

– Планируешь ли ты вновь отправиться по маршруту «Владивосток-Москва» этим летом?

– Да, я вновь поеду этим летом, совсем недавно закончила проходить медицинскую комиссию. В первое время после работы мне казалось, что больше я не вернусь к поездкам: очень сильно выматывает даже не работа с людьми, а то, то ты находишься в постоянном движении, часовые пояса меняются, а все отправления сливаются в одно путешествие длиною в два месяца. У моей семьи частный дом, и я помню, как, возвращаясь во Владивосток в последний раз, я думала о том, что лучше бы сейчас копала картошку. Но по прошествии пары месяцев, когда ты набираешься сил, начинаешь скучать по атмосфере, по пассажирам, вспоминаешь только хорошие моменты. Уже в ноябре я поняла, что хочу поехать снова. Думаю, что опыт поможет быстрее выполнять то, что в первое время дается с трудом. Я уже знаю, как и что говорить людям в любой ситуации, я смогу решить большую часть проблем, возникших в первую поездку.

– Что бы ты посоветовала тем, кто хотел бы попробовать себя в этом деле?

– Главное – не бояться. Пробуйте, осуществляйте мечты! Студотряды - это очень хороший и полезный жизненный опыт, который можно получить совершенно бесплатно. Вступив в отряд, ты обретаешь вторую семью: вы объединены общей целью, идеей, у вас даже есть общая одежда – бойцовка – зеленая куртка, на которой носишь знаки отличия.

Мария Трунова

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews