Психолог рассказала, какие ценностные ориентации помогают формироваться ребёнку
Настоящая дружба, комфортная и интересная жизнь, интеллект – всё это ставится в противовес экстремистским наклонностям
Клинический психолог, педагог-психолог владивостокской школы №83 Екатерина Слубчинская рассказала корреспонденту РИА VladNewsо том, какие именно ценности, заложенные в ребёнка с детства, помогают ему расти здоровой личностью, не несущей угрозу обществу, сообщает ИА Приморье24.
Екатерина Слубчинская заметила, что формирование ценностных ориентаций является важным моментом по предупреждению экстремизма. Закладывают и формируют в детях такие ориентиры в первую очередь родители, затем уже учителя и различные наставники (педагоги с кружков, родственники), а также и сверстники. Специалист привела ценности личности, которые выделил известный американский психолог Милтон Рокич. Они делятся на терминальные и инструментальные. Эти ценности играют большую роль в развитии маленького человека, так как при правильной «укладке» в голове ребёнка представляют собой фундамент в предупреждении развития экстремистских наклонностей.
Терминальные (абсолютные ценности):
- Комфортная жизнь;
- Интересная жизнь;
- Ощущение достижения;
- Мир во всём мире;
- Стремление к красоте;
- Равенство;
- Безопасность семьи;
- Свобода;
- Счастье;
- Внутренняя гармония;
- Любовь;
- Уверенность в завтрашнем дне;
- Удовольствие;
- Спасение души;
- Самоуважение;
- Социальное признание;
- Настоящая дружба.
Инструментальные (операционные ценности):
- Амбициозность;
- Широта мышления;
- Развитие способностей;
- Лёгкий нрав;
- Любовь к чистоте;
- Мужество;
- Склонность к поощрению;
- Стремление прийти на помощь;
- Честность;
- Воображение;
- Независимость;
- Интеллект;
- Логичность мышления;
- Способность любить;
- Покорность;
- Вежливость;
- Ответственность;
- Самоконтроль.
«В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищёнными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей – смысла жизни, понятии о жизни, духовности, патриотизма и многого другого», - подчеркнула Екатерина.
Психолог добавила, что, таким образом, ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
В рамках профилактики экстремизма и терроризма среди детей и подростков психолог подготовила серию материалов по данной теме. Ранее Екатерина Слубчинская рассказала о понятии экстремизма, в том числе подростково-молодёжного. Также эксперт поведала о важности ценностных ориентаций, которые являются профилактикой экстремистских наклонностей среди детей и подростков. Кроме того, специалист отметила, что большую роль в становлении ребёнка играет учитель.
Напомним, в Приморскома крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.