Экспат из Приморья – об образовании в Поднебесной

Житель Приморья рассказал корреспонденту РИА VladNews, что из себя представляет обучение в китайском вузе, и сколько стоит учеба в современном мегаполисе Поднебесной

6171adaa90b45c32c6c468962a590bd44bd155ee.jpeg

Многие дальневосточники отправляют своих детей после школы получать образование в Китае. Однако не все новоиспеченные студенты готовы выдержать требования китайских преподавателей, которые не дают поблажки, как это часто бывает в России.

Житель Приморья Игорь Цай, проживший в Китае больше четырех лет, рассказал корреспонденту РИА VladNews, что из себя представляет обучение в китайском вузе, и сколько стоит учеба в современном мегаполисе Поднебесной.

- Игорь, расскажи, почему ты выбрал для учебы именно китайский город Шэньчжэнь?

- Вообще Шэньчжэнь был вторым городом обучения. Первый город, где я учился – Хайкоу – это столица острова Хайнань, который известен из-за курортного города Санья.

В Хайкоу переехал сразу после окончания школы. Учился сначала в педагогическом университете и год посвятил изучению китайского языка. Поначалу, у меня, конечно, был шок, я был еще совсем юным, сказалось и расставание с родными, друзьями. Но переехал я туда не один, из моего города было шесть человек. У нас была такая мини-компания в течение  нескольких месяцев, пока все адаптировались и нашли себе какие-то хобби. Мы все жили в общежитии, это был интересный опыт.

Отучившись год в Хайнане, я не чувствовал себя в своей тарелке, хотелось чего-то другого, большего развития. Мой друг на просторах Интернета нашел информацию о том, что в городе Шэньчжэнь открывается новое направление бакалавров по международной экономике и торговле на английском языке. Так как это направление только открылось, мы стали теми счастливчиками, которым не нужно было сдать кучу экзаменов. Им нужны были студенты, чтобы зарекомендовать этот факультет.

Отдохнув летом в Приморье, мы с другом поехали в совершенно неизвестное для нас место. В Шэньчжэне у нас никого не было, и об этом городе мы практически ничего не знали, кроме как информации с YouTube. Отмечу, что для учебы в Хайкоу мы пользовались услугами фирмы. В этом случае всё было иначе.

Мы с  другом прилетели в Гонконг, и, не зная, что из аэропорта в Шэньчжэнь ходит паром и комфортабельные автобусы, с чемоданами по 30 килограммов поехали на метро через весь Гонконг до границы с Шэньчжэнем. Путь занял у нас в районе 4-5 часов (смеется).

Мы ожидали, что город будет не хуже Гонконга, и, приехав, не были разочарованы, мегаполис поразил красотой и масштабами.

На следующий день мы поехали в университет для регистрации, и нам сказали, сколько будет стоить обучение. В это время сильно подскочил курс доллара, и юань стоил уже не пять рублей, а восемь, а в течение двух-трех месяцев он вырос до 14 рублей. Я уже хотел возвращаться в Хайкоу и поступать на бюджет, на какой-нибудь туризм, востоковедение, но при этом понимал, что это мне неинтересно. Мы поставили себе цель сделать всё что угодно, лишь бы остаться в этом городе и закончить университет.

- Тяжело было адаптироваться к новой культуре, еде, быту?

- Адаптироваться было не так сложно, но всё равно были свои изъяны. Особенно, когда сидишь за столом с китайцами, общаешься на разные темы, пытаешься объяснить им одно, но они стоят на своём.

Китай интересен тем, что каждый человек здесь в чем-либо себя находит. Стараешься посетить разные места: музеи, выставки, старинные достопримечательности, расширяя свой кругозор.

В плане еды… Для меня всё обычно, никаких сюрпризов. Может потому, что я с Дальнего Востока (смеется). Я пробовал много китайской, корейской, японской еды, все эти кухни похожи. Питались мы в разных ресторанах, китайских столовых, в уличных забегаловках. 

- Как китайцы относятся к иностранцам, в частности, к русским?

- За четыре года нахождения в Шэньчжэне я заметил, что у китайцев  есть нотка расизма, особенно к афроамериканцам и к людям из стран СНГ, потому что некоторые из них очень похожи на уйгуров, а китайцы их недолюбливают, так как между ними была война.

К русским отношение хорошее благодаря политическим и экономическим связям между нашими странами. 

- Дорогая ли жизнь в Китае?

- Если сравнивать уровень жизни в городах Шэньчжэнь и Хайкоу, то между ними очень большая разница. В Хайкоу мне вполне хватало 500 юаней (5 тысяч рублей) на неделю, я ни за что не переживал, не отказывал себе ни в чем, хватало и на развлечения, и на еду, и на бензин. А когда я переехал в Шэньджэн, этих 500 юаней не хватало. Поэтому в Шэньчжэне все растраты я записывал - от воды до булочки. В общем, был тотальный контроль финансов.

Когда мой друг начал подрабатывать, это придало мне мотивации тоже найти  работу, хотя мне было сложнее, так как у меня азиатская внешность, а в этом городе пользовались спросом кадры европейской внешности.  Я организовал небольшой бизнес по продаже разных гаджетов из Китая в страны СНГ, но большой прибыли это не приносило.

- Сколько стоила учеба?

- Учеба стоила почти столько же, сколько и во Владивостоке, примерно 130-140 тысяч рублей в год в Хайкоу, 160-180 тысяч рублей в Шэньчжене. А вот арендовать жилье в Шэньчжэне стоит очень дорого. Если вы хотите жить  в однокомнатной квартире около университета, то нужно готовить как минимум 50 тысяч рублей в месяц, при том, что там не будет люксового ремонта, могут быть и тараканы, и крысы в подъезде, но месторасположение решает. Знакомые ребята жили за городом и добирались до центра по два часа, но квартиры стоили примерно 20 тысяч рублей с хорошим ремонтом.

Первый год мы жили в двухкомнатной квартире втроем, потом в четырехкомнатной квартире вшестером, всемером, в общем, делали всё, чтобы хоть как-то сэкономить. На третьем-четвертом курсе я переехал в университетское общежитие. Попасть в него тяжело, потому что в университете учится примерно три тысячи иностранцев, а наше общежитие было рассчитано всего на 600 человек. Чтобы попасть в него, пришлось отстоять очередь по списку, а в день, когда было заселение, мы отстояли с другом в очереди 15 часов. Однако, даже «общага» была не дешевой, комната обходилась 160 тысяч рублей в год, то есть примерно по 13,5 тысяч рублей в месяц. Причем комнаты во многом уступали, например, комнатам в Дальневосточном федеральном университете. 

- Как проходила учеба? В чём отличия от российского образования?

- Учеба проходила довольно интересно, и для меня это было что-то нестандартное. Послушав, что рассказывают студенты российских вузов, я понял, что подходы к обучению отличаются. В Китае учеба была не такая напряженная, преподаватели старались сделать процесс обучения комфортным. Пять дней в неделю мы изучали китайский язык и три-четыре раза в неделю ходили на две пары по бакалаврской программе, а именно по торговле и экономике. Никаких лишних дисциплин мы не изучали.

В России с преподавателем всегда можно договориться о дате сдачи, процессе, или об «автомате». В Китае – нет. Может, конечно, не во всём Китае, но в моем университете договориться было невозможно.

Когда в Китай хлынул большой поток иностранцев и студенческую визу стали использовать в различных целях, то есть не только для обучения, посещаемость стали контролировать.  Если мы не набирали по 70-80%  посещаемости по предмету, то были не допущены к экзаменам, а это означало, что в следующий раз вероятность получить визу намного меньше.

- Удалось ли тебе попутешествовать по Китаю?

- Я мало путешествовал, и очень об этом жалею. Где-то финансовое положение не позволяло, где-то учеба. И каждый раз, когда у меня были каникулы, а они обычно были по полтора-два  месяца, я старался ехать домой, в Россию. Все летние каникулы я проводил с семьей и друзьями.

В силу того, что Шэньчжэнь граничит с Гонконгом, я был там около четырёх  раз. Несколько раз посещал Макао. Когда окончил университет, сначала поработал в китайской компании в Шэньчжэне, а потом после этого переехал в Шанхай и устроился в логистическую компанию, работая в которой я посетил Гуанчжоу и окрестности Шанхая. Шанхай – красивый город, очень колоритный,  в нем невозможно сидеть на месте, но чтобы спокойно там жить, нужно иметь талант и очень хорошо зарабатывать.

Еще во времена обучения в Хайкоу посетил курортный остров Санья. Хотел бы съездить в Гуйлинь – это очень интересное место.

- Почему после окончания университета ты решил вернуться в Россию?

- Когда человек возвращается в Россию из-за границы, у него всегда есть веская причина. Наверное, она у меня тоже есть. Думаю, что это трудоустройство. Для того, чтобы устроиться на работу в Китае, необходимо иметь два года опыта работы по специальности или отучиться в магистратуре. В магистратуру я не пошёл, так как обучение платное, и по моему бакалавру оно было в Пекине, поэтому решил пожить в России, подзаработать и, возможно, потом поступить в магистратуру. Сейчас я понимаю, что хотел бы снова жить в Шэньчжэне, а в будущем, может, вообще переехать в другую страну.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews