Приморский адвокат: Шутка о терроризме может стать составом преступления

Игорь Поляков – о том, о чём многие даже и не подозревают

e3ec90733077974a1a7d12bbbe96e5a084b50719.jpeg

В сентябре по всей России проходит месячник по профилактике экстремизма и терроризма. В современном мире эти слова, к сожалению, на слуху и большинство людей осуждают за эти явления, но одновременно то и дело возникают ситуации, когда кого-то привлекают к уголовной ответственности по статьям о терроризме, при этом сам человек не понимает, за что, то есть он не отдавал себе отчёта, что его действия являются террористическим преступлением. Особенно это актуально для молодёжи, сообщает РИА VladNews.

- Игорь Михайлович, что это за неочевидные статьи уголовного кодекса?

- Я бы хотел выделить две статьи – это ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма и пропаганда терроризма» - это три составляющие в преступных действиях в одной статье. И ст. 205.6 «Несообщение об акте терроризма или преступлениях террористической направленности».

- Давайте поговорит о статье «Пропаганда терроризма». Что такое публичные призывы к осуществлению террористической деятельности?

- Это первая составляющая, они могут быть разные и не связанные между собой. Человек может совершить первое действие, второе, затем – третье или не совершить каких-то два, только одно. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности – это агитация, то есть заявление, из которого следует, что человек своей целью преследует побудить неопределенное количество лиц или определённых лиц к тому, чтобы они совершили со своей стороны террористическую деятельность. Примеров много, когда Россия «полыхала» горячими точками – видеокассетами – это классика призывов к осуществлению террористической деятельности, когда какой-нибудь мусульманин или человек в маске призывает бороться с неверными. Тогда слоган гласил: «Настал этот час, мы всё равно все в раю, нужно освобождать мир, бороться с неверными, и неважно, какая национальность в этом участвует» - всё это классика терроризма. На сегодняшний день – это призывы вступить в запрещённые какие-то организации, есть даже такое исламское государство «Игил» (организация, запрещённая на территории России). Перечень запрещённых организаций регулярно размещается на специальном сайте, с этим списком всегда можно ознакомиться. Люди, когда интуитивно их призывают к совершению террористических действий, они вступают в какие-то организации, они всё равно понимают, что это неправильно, у них уже определённые установки и формы этих обращений они могут быть разными - устными, в виде видеоролика, письменными или иллюстрированными. Уже сам факт, что это делается – это уже является преступлением. Характерный пример – один из украинских политиков, насколько помню, реагируя на ситуацию с Восточной Украиной, он сказал, что нужно создавать определённые вооружённые формирования и в России устроить взрывы и переполох, чтобы она отвлекалась на свои внутренние проблемы. Вот сам факт, что он это сказал – уже является преступлением и в России в отношении него хоть он и иностранный гражданин было возбуждено уголовное дело, потому что это публичные призывы к осуществлению террористической деятельности. Цель этих призывов – спровоцировать людей на что-либо: вступить в незаконное формирование или принять агрессивное религиозное направление, способствовать совершению терроризма.

- Давайте рассмотрим современный пример: в Хабаровске проходят народные волнения и в социальных сетях кто-то пишет, что нужно всем подниматься за свободу, проходят уличные шествия, митинги. С точки зрения уголовного кодекса, эти публикации в социальных сетях – это одобрение терроризма?

- Я тоже уже это слышал, нет, это ни в коем случае неодобрение к совершению преступлений террористической направленности. Это иные составы преступления – это организация каких-то массовых беспорядков. Терроризм переводится как ужас, его цель дестабилизировать ситуацию, когда проходят митинги или выступления – это другое, к преступлениям террористической направленности это отношения не имеет.

- Что такое террористическая деятельности?

- Это ряд преступлений, которые причисляются не только к терроризму, но и преступлениям террористической направленности – организация, вербовка, склонение, участие и сам теракт. Есть отдельно – это захват заложников, угон воздушного судна, акты международного терроризма, убийство политических и общественных деятелей, есть перечень статей в уголовном кодексе, которые приравниваются к преступления террористической направленности. Здесь я бы хотел обратить внимание, что, так или иначе, люди понимают, что тема, которая обсуждается или к которой они склонны, она запретная, подсознательно человек будет понимать, что у него интерес вызывает запретная тема и здесь нужно быть очень осторожным, когда ты не просто что-то разделяешь, но, когда ты призываешь к действиям. Это очень тонкая тема. Если гражданина привлекут к уголовной ответственности, административному правонарушению, то человека внесут «чёрный список» как приверженца к терроризму, даже спустя 20 лет его не возьмут в компанию, где служба есть безопасности.

- Что такое публичное оправдание терроризма?

- Это заявление, из которого следует, что человек убеждает других в том, что идеология терроризма она правильная, нуждается в поддержке, в подражании. Приведу пример: красивое профессиональное фото взрыва в журнале привлекло внимание школьника, и он пишет у себя в соцсетях, что терроризм – это круто - это основание для возбуждение уголовного дела. Он делает репост этой фотографии и комментирует её – это публичное оправдание. Он написал только одно предложение.  Вроде бы он ничего и не делает, но вот этими комментариями, он вовлекает других участников. Отмечу, что все социальные сети контролируются органами.

- Получается, что если будет какая-то надпись/комментарий, то эту будет считаться преступлением?

- Необязательно надпись, здесь может рассматриваться и количество комментариев. То есть если в соцсетях размещён какой-нибудь страшный, а он всегда страшный, видеоролик или фотография и с одобрительной подписью, то это преступление. В идеале ничего не нужно размещать у себя в социальных сетях. Никто не имеет права решать кому жить, а кому погибнуть.

-  Что такое пропаганда терроризма?

- Это деятельность, направленная на распространение какой-то информации, материалов, с той целью, чтобы у людей сформировать позитивное отношение к терроризму. Здесь также могут расценить комментарий, который окажется под пристальным вниманием правоохранительных органов.

- Что если эти действия публичные оправдания, пропаганда терроризма делаются через СМИ – это более тяжёлые преступления?

- Да, это считается более тяжким преступлением. Оно зачастую связно с лишением свободы.  Если это было в эфирным времени, то канал будет заблокирован. Это всё очень жёстко. Мы все находимся под «колпаком». Государство очень чутко реагирует на эти террористические выпады, и они начинаются не с того, что моджахед побежал в центр города, они начинаются с малого – кто-то говорит, кто-то с кем обсуждает. Не надо никаких террористических взрывов, достаточно слова. Многие подростки по своей глупости, в поисках себя, делают репосты, комментируют. Они не имеют права оправдывать эти действия. Родителям необходимо чаще проверять телефоны своих детей, потому что порой цветные картинки могут привлечь неустойчивую психику подростка. Это уголовная ответственность и реальные сроки. Человека даже в российский вуз могут не взять. Если состав преступления будет серьёзный, то и нигде в мире нельзя будет устроить свою жизнь, потому что у нас есть Всемирная сеть данных. Человек сможет заниматься только подработками.

- Ответственность она только за слова, не за действия?

- В этом и парадокс статьи, что она предусмотрена за слово, репост. На этом могут попасться обычные люди. Они не участвуют в самих действиях, не вербуют никого, они никакого отношения к терроризму не имеют, но в глубинах подсознания мозга ему нравятся взрывы, какие-то вспышки и ему хочется разместить, прокомментировать, а если в реальной жизни ему дать пистолет или гранату, он не убьёт никого, ему это не надо, но сам факт, что он это одобряет и становится преступлением. Это может быть ложное чувство крутизны, взрослости. Терроризм – это реальный ужас, он официально переводится, как ужас. Подобная шутка может стать составом преступления. Что касается терроризма в социальной сети, то там просто должны быть пустые клеточки.

- А что касается готовящегося терракта?

- Это статья 206.5. Тут тоже есть перечень действий. Если человек знает, что готовится преступление его друзьями или приятелями, он обязан об этом сообщить в правоохранительные органы. Всё, что связано с терроризмом, твоя осведомлённость мгновенно тебя обязывает выполнить гражданский долг – информировать правоохранительные органы, сто процентов реакция органов будет. Тут даже не нужно брать псевдонима, потому что это будет секретная информация, никто про тебя никогда не узнает и это не требуется правоохранительным органам, то есть источник осведомлённости правоохранительных органов остаётся конфиденциальным. Но если выяснится, что ты знал и молчал, то человека привлекут к ответственности.

- С какого возраста могут привлечь к ответственности по этим статьям?

- По статье 205.2 уголовная ответственность наступает с 16 лет, а что касается о не сообщении об акте терроризма, то с 14 лет. Дети выискивают такую пикантную информацию. И родители должны это донести до своих детей.

- Как считаете, нужно ли в школах проводить какие-то социальные проекты на эту тему?

- Я в школах читаю лекции по профилактике терроризма. Государство также заботится о профилактике и выделяет на это деньги.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Интервью"
f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews

0d476bade71a52ffd02bf10a079c72d84d80b753.jpeg

Актер Михаил Кремер: «Постоянно представляю Владивосток – это успокаивает»

О съемках, мечтах и достижения цели Михаил рассказал в эксклюзивном интервью РИА VladNews