Станет ли «свободным» Свободный порт Владивостока?
Эксперты подготовили не слишком длинную, зато информативную статью-обзор о том, что несет Владивостоку "проект десятилетия".
Не будет преувеличением сказать, что в последние месяцы накал обсуждений вариантов развития событий от реализации проекта Свободный порт Владивостока достиг высоких значений.
Высказываются разные, иногда противоположные, мнения о том, какими будут результаты новых условий ведения бизнеса, и будут ли результаты вообще. Не склоняясь к огульному скепсису и не разделяя безосновательного оптимизма, отметим ключевые «факторы успеха» Свободного порта.
Прежде всего, на сегодня проектом ФЗ «О свободном порте Владивостока» определены особые упрощенные режимы ведения предпринимательской, административной, инвестиционной деятельности, в том числе:
1. Уникальный льготный налоговый режим.2. Режим Свободной таможенной зоны.3. Режим безвизового пересечения границ и другие преференции.Уникальность льготного налогового режима состоит в его двухкомпонентности; иными словами, для стимулирования инвестиционной активности резидентов Свободного порта Владивосток устанавливаются две схемы налогообложения: общий льготный режим и режим уплаты единого налога Свободного порта.
Мы не будем подробно останавливаться на конкретных значениях налоговых льгот - об этом, а также о последних изменениях, подробно можно узнать на сайте администрации Владивостока в рубрике «Свободный порт Владивостока».
Вместе с тем, как показали многочисленные обсуждения и макроэкономические расчеты, по результатам совместной работы органов местного самоуправления Владивостока с представителями научных кругов и бизнеса, экономия собственных средств предприятий от применения режима уплаты единого налога Свободного порта составит, в среднем, 19-24 копеек в расчете на 1 рубль выручки; от применения льготного режима - 10-12 копеек на 1 рубль выручки. И эти средства компании смогу направить на увеличение оборотного капитала, на финансирование инвестиционных проектов развития, что, в любом случае, положительно повлияет в итоге на оживление экономики города и других 12 муниципалитетов, которые войдут в состав Свободного порта Владивостока.
Объяснять важность режима Свободной таможенной зоны жителям Владивостока мы считаем лишним занятием: выгоды очевидны и даже по осторожным прогнозам они колоссальны. Нами сформирована многофакторная макроэкономическая модель, входным параметром которой было допущение, что уже в первый год реализации проекта, ввоз комплектующих и полуфабрикатов будет увеличен на 10% от прогнозного уровня 2015, что повлечет за собой рост количества новых резидентов Свободного порта Владивосток на уровне 3% от числа юридических лиц, действующих сейчас на территории Владивостокского городского округа, и - в пределах прогнозных значений от числа юридических лиц, действующих на территории других двенадцати муниципальных образований в границах Свободного порта.
Результаты расчетов этой модели показывают, что, при очень осторожном прогнозе, с учетом создания Свободного порта Владивосток, валовый региональный продукт Приморского края будет увеличен в 2,2 раза к 2015г., в 3 раза - к 2034г.; количество созданных рабочих мест составит свыше 100 тыс.чел. уже к 2025г.; инвестиционная активность покажет рост в 2,5 раза к 2025г., более, чем в 5 раз - к 2034г.
Безусловно, сейчас, когда закон еще не принят, такие результаты кажутся труднодостижимыми, еще и потому, что сам законопроект претерпел уже четыре кардинальные изменения, и, конечно, могут быть внесены новые требования в сего состав.
Так, сейчас идет активная работа в профильных министерствах, ведомствах и в Госдуме, в части возможности признания плательщиками единого налога свободного порта Владивосток всех предприятий-резидентов Свободного порта; а также работа, направленная на признание резидентов Свободного порта, применяющие режим уплаты единого налога, неплательщиками налога на добавленную стоимость.
С учетом того, что успешно пройдены «нулевые слушания», проведенные Общественной палатой, а государственно-правовое управление президента дало официальное заключение о поддержке закона о Свободном порте Владивосток, мы с большой уверенностью надеемся, что поручение президента на весенней сессии Госдумы принять законопроект состоится, и «свобода» Свободному порту Владивостока будет обеспечена.