«Хованщина» — впервые в приморской Мариинке под управлением Гергиева

Об особенностях подготовки оперы и ближайших планах — в интервью РИА VladNews

3ac62606ec7208bdd9474650633863902b2dad5a.jpeg

19 и 20 ноября Приморская сцена Мариинского театра впервые представит грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина». Показы готовят совместно труппы Мариинского театра Санкт-Петербурга и Приморской сцены. Спектакли пройдут под управлением выдающегося дирижёра современности, художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. О приезде Валерия Гергиева, премьере оперы «Хованщина» и творческих планах в студии радио VBC рассказали художественный руководитель оперной группы Приморской сцены Мариинского театра, заслуженная артистка России Ирина Юрьевна Соболева и главный дирижёр Приморской сцены Мариинского театра Павел Александрович Смелков, сообщает РИА VladNews.

̶  Расскажите, как идёт подготовка?

ИС:  ̶  Это сравнимо с огромной кухней, на которой варится необыкновенно большой обед. Приготовления занимают практически все помещения вашего большого театра, задействованы тысячи людей. Но Мариинский театр привык жить в таком режиме.

̶  Павел Александрович, каково вам работать вместе с Валерием Гергиевым?

ПС:  ̶  В Мариинском театре с Валерием Абисаловичем я работаю 20 лет. За это время подготовил не одну премьеру, которую после выпускал маэстро. У нас есть взаимопонимание. Наша совместная работа сейчас направлена на то, чтобы две труппы работали в одном ключе.

̶  В этом симбиозе двух коллективов нет конкуренции?

ИС:  ̶  Есть, и это правильно. Что можно сделать без хорошей конкуренции? Конкуренция – это большой двигатель прогресса. Многие солисты учились вместе, у одних педагогов. Сейчас эта здоровая конкуренция на руку и нам, и тем слушателям, которые придут на спектакли.

̶  Во Владивостоке «Хованщина» впервые?

ИС:  ̶  Верно. То, что сегодня готовится, что увидит зритель Владивостока, – совершенно уникальный спектакль. И существует он только в одном экземпляре. Это сравнимо с редкой музейной картиной. В Петербург на этот спектакль съезжаются слушатели и любители оперы со всего мира. И теперь эту версию «Хованщины» увидят во Владивостоке.

ПС : ̶  Сама премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась в 1911 году. Сейчас это огромное полотно, которое представлено традиционно и исторически достоверно. И хотя премьера постановки была много лет назад, с годами спектакль обрастает новыми нюансами, деталями, но основные традиции бережно сохраняются. Это глыба, которой уже более 100 лет.

̶  Насколько сложно было перевезти эту глыбу во Владивосток из Питера?

ПС:  ̶  Непросто. Разные технические возможности театров, разная геометрия залов. Монтаж декораций занял более двух суток. Это очень масштабно.

̶  Получается, и звучать опера будет иначе из-за разной геометрии приморской и петербургской сцен?

ПС:  ̶  Любой зал слышится по-разному, везде есть свои акустические особенности. Однако работа пройдёт под руководством маэстро Гергиева, а в главных партиях выступят солисты Мариинского театра, уже неоднократно певшие эту оперу, поэтому значительной разницы не будет.

̶  Коротко – в чём главное содержание оперы?

ИС:  ̶  Это, к слову, не опера. Мусоргский сам не называл это оперой. Это музыкальная драма. «Хованщина»  ̶  история о нас. О наших пра-пра-прабабушках, пра-пра-прадедушках, которые также жили на Руси. История о наших корнях и о том, как Русь пытались растащить. Как её старались разбить с помощью внешних сил под видом прогресса. Всё, что потом Петр I собирал. Вот, о чём эта история. В ней нет одного главного лица, их много, и они все значительны. Это история бунта.

̶  Павел Александрович, вы с Мариинским театром уже 20 лет нога в ногу, с Приморской сценой – пять лет. Как прошли эти годы?

ПС:  ̶  Сначала у меня было ощущение, что я должен подтягивать коллектив. Но в какой-то момент я понял, что мы растём вместе. За пять лет мы сыграли множество новых для Владивостока произведений. В юбилейный год Бетховена исполнили все его симфонии и грандиозную «Торжественную мессу». Мы сыграли все симфонии Брамса. На будущий год планируем познакомить слушателей со всей симфонической музыкой Скрябина, юбилей которого будет уже в январе. Оркестр растёт, и я расту вместе с ним. Растёт и наша публика. Когда только приехал, у меня было консервативное восприятие публики, поэтому раздражало то, что люди аплодируют между частями в симфониях и, скажем, немного свободно себя ведут. Потом я расслабился и понял, что аплодируют те люди, которые впервые к нам пришли. И если они аплодируют – это здорово. Значит, не зря мы этим занимаемся.

̶  Из того, что уже сделано на Приморской сцене, какое произведение ваше любимое? И попадает ли «Хованщина» в это число?

ПС:  ̶  «Хованщине» 100 лет, и хорошо, что этот спектакль приехал к нам. Но для меня более дорогие спектакли – это эксклюзивы Приморской сцены. Это «Царская невеста»  ̶  наша собственная постановка. В чем-то оригинальная постановка «Войны и мира». Очень дорого концертное исполнение оперы моего отца Александра Смелкова «Идиот» по Достоевскому. Эту музыку никто до нас не исполнял, и мировая премьера прошла в январе, второй раз – в день рождения Достоевского, 11 ноября.

̶  Сколько людей работает в театре?

ИС:  ̶  Сейчас – около пяти тысяч человек. Мариинский театр мы между собой называем «Империей». Только в Петербурге у нас есть три сцены, на которых идут спектакли. Есть и концертные залы, на которых в один день идут до 15 представлений. Общее число оперного репертуара в прошлом году достигло 95 названий. Это очень трудно поддерживать. И на Приморской сцене мы тоже уже имеем 23 названия.

̶  Чья была инициатива возродить огромное количество произведений русской классики?

ИС:  ̶  Идея возродить русскую классику в том первозданном виде, в котором она была написана, создана и задумана – принадлежит Валерию Абисаловичу Гергиеву. Гергиев, по моему искреннему мнению, уникальное явление в искусстве, мире. Будучи очень молодым дирижёром, он завоевал первое место на конкурсе имени Караяна и возглавил Кировский театр. И было это в лихие 90-е, когда до театров никому не было дела. Гергиев же по крупицам начал воссоздавать то, что когда-то было развалено, начиная с русской классики – «Князя Игоря» Бородина, «Хованщины» Мусоргского, «Руслана и Людмилы» Глинки. Кстати, по словам Валерия Абисаловича, эти спектакли ещё предстоит поставить на Приморской сцене Мариинского театра.

̶  Что ещё интересного готовится в новом сезоне помимо «Хованщины»?

ИС:  ̶  Опера «Сказка о царе Салтане» в обновлённой версии  ̶  будет даваться под Новый год, это замечательная, позитивная музыка. Завершение календарного года – конец декабря, и я надеюсь, что мы успеем представить оперу «Паяцы». Премьера запланирована на 24 и 25 декабря этого года. Это совершенно новая постановка, костюмы и декорации готовятся в разных частях России.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews