Научный сотрудник «Земли леопарда»: что будет с приморцами без редких кошек
Евгения Сомова – о том, как сохранение редких животных влияет на благополучную жизнь человека
Приморье – удивительное место, сочетающее в себе не только разнообразие морской фауны, но и наземной. Одно из достояний края – это редкие крупные кошки: амурский тигр и дальневосточный леопард. Среди регионов России только в Приморском крае обитает грациозный дальневосточный леопард – пятнистый и длиннохвостый красавец, популяции которого еще 10 лет назад грозила огромная опасность. Но опасность удалось избежать: благодаря существованию национального парка «Земля леопарда» год за годом в Приморье рождаются новые леопардята – здоровые и выносливые. Об особенностях грациозной и, оказывается, весьма дружелюбной кошке рассказала эколог, старший научный сотрудник нацпарка «Земля леопарда» Евгения Сомова.
Корреспондент РИА VladNews узнала, что ждет популяцию леопарда, почему дикие кошки «заходят в гости» к приморцам и что могут рассказать пятна на шерсти дикой кошки
О жизни дальневосточного леопарда, «кошачьих повадках» хищника и о том, почему дикие кошки могут приближаться к людям
– В мире насчитывается девять подвидов леопардов, и наш леопард – самый редкий, самый особенный. Почему?
– Некоторые люди до сих пор удивляются, слыша, что в Приморье живет леопард, ведь, казалось бы, леопард – тропическое животное. Но наш дальневосточный леопард – самый северный из всех подвидов: у него самый густой подшерсток и длинная шерсть. Если сравнивать дальневосточного леопарда с товарищем по территории – амурским тигром, то леопард более дружелюбный сосед: тигр яростнее отстаивает границы, обозначает, что он хозяин конкретного участка. Поэтому участки обитания амурских тигров пересекаются не так сильно, как у леопарда.
– Если две такие крупные кошки, два хищника, обитают на одной территории, то могут ли они вступить в схватку?
– В научных работах часто указывается, что тигр и леопард – конкуренты: они оба занимают вершину пищевой цепочки, у них схожи потребности. Но при этом, за всю деятельность нацпарка, мы ни разу не зафиксировали конфликт тигра с леопардом. Разве что могут быть ситуации, когда тигр заберет добычу у леопарда – но и этого мы не наблюдали. Самое удивительное, что в местах концентрации тигров обитает множество самок леопардов с котятами – и конфликтов между ними не возникает. Также тигр и леопард предпочитают разную пищу: если тигр чаще всего охотится на кабана, то леопард – на пятнистого оленя. Поэтому их интересы не совсем совпадают.
– И все же, если бы бой произошел, то однозначно победил бы амурский тигр?
– Да, он намного крупнее. Самец амурского тигра в среднем весит 250 кг, а дальневосточного леопарда – до 70 кг.
– Немного цифр: сколько живут дальневосточные леопарды?
– В дикой природе леопарды живут 11-12 лет, хотя есть и долгожители, в неволе – до 22 лет максимум.
– А что насчет размножения? Когда можно считать, что самка готова к беременности?
– Рассвет сил леопардов наступает с 3-4 лет – в это время самка уже может давать потомство. Обычно рождаются 1-3 котенка – самка укрывается в пещерах и под нависшими скалами, где рожает и живет с котятами до их «совершеннолетия». Детородный возраст у самки леопарда заканчивается в 9-10 лет.
– Папа-леопард принимает участие в воспитании детей?
Нет, самка заботится о детенышах одна. Котята находятся с мамой до 1,5-2 лет и затем начинают жить своей жизнью. Но есть один интересный факт: по нашим наблюдениям, рядом с материнским участком обитания часто остаются ее «совершеннолетние» дочери, сыновья-леопарды напротив –покидают матерей и ищут новые территории.
– Говоря о поиске новых территорий, нельзя не затронуть вот какую тему. Осенью и зимой дикие крупные кошки начали часто приближаться к людям. Некоторые приморцы предполагали, что животные лишились пищи и начали искать ее рядом с людьми – люди думали, что африканская чума свиней «выкосила» в то время диких кабанов. Чем объясняют ученые такие встречи человека с крупными кошками?
– В Приморье достаточно много бродячих собак, которые сбиваются в своры. Они курсируют между территориями разных сел, находятся близко к нацпарку, привлекая тигров и леопардов. Так получается, что собаки приводят диких кошек ближе к людям. Также люди периодически пасут домашний скот без присмотра пастуха или электроизгороди, и в таких случаях козы, бараны подходят близко к лесам – это тоже привлекает хищников. Поэтому африканская чума свиней здесь совсем не при чем. Все начинается с самих людей.
– Даже если дальневосточный леопард большой и хищный зверь, его повадки наверняка похожи на поведение обычной домашней кошки?
– Конечно, ведь это все – одно семейство. Судя по фотографиям с наших фотоловушек, леопард ведет себя как домашняя кошка: подтягивается, позирует, выгибается. Конечно, есть отличия. Например, леопард не мяукает, как кошка, из-за особенностей строения гортани – он глухо рычит.
– И леопарды такие же чистоплотные, как домашние кошки?
– Разумеется, они точно так же вылизываются и чистят свою шерсть. Леопардам тоже нужно приводить себя в порядок.
О деятельности нацпарка «Земля леопарда», росте популяции подвида и о том, как природа «рисует» самые интересные картины на шерсти хищников
– Сейчас в нацпарке «Земля леопарда» находится 121 дальневосточный леопард. Еще 10 лет назад леопардов этого подвида было всего около 40. Как удалось за 10 лет добиться таких успехов по увеличению популяции?
– Первые учеты леопардов в Приморье были проведены в 1973 году традиционным способом – зимний маршрутный учёт по следам на снегу. Тогда подсчитали, что леопардов всего 25-27 особей. Но, скорее всего, был некоторый недоучет (то есть, возможно, леопардов было больше), так как данная методика учета сильно зависит от состояния погодных условий, а именно снежного покрова, который на юго-западе Приморья распределен неравномерно, а на южных склонах может и вовсе отсутствовать.
С 2003 года в ареале леопарда появляются первые фотоловушки, и уже после создания нацпарка в 2012 году фотоловушек становится больше. Сейчас их около 450 штук – то есть мы можем фиксировать леопардов на территории всего нацпарка. Создание нацпарка позволило также снизить браконьерский пресс и своевременно бороться с пожарами. Еще для того, чтобы сделать жизнь леопардов благоприятнее в трудный зимний период, сотрудниками учреждения проводятся биотехнические мероприятия – подкормка копытных (основная пища леопарда). Все это помогло нам сохранить и увеличить численность самой редкой крупной кошки.
– Как проходит работа научных сотрудников «Земли леопарда»?
– Большая часть сотрудников работает в лаборатории в селе Барабаш Хасанского района, на территории нацпарка. У сотрудников много полевой работы, в лесу, но также мы постоянно работаем с большими данными, статистикой. У каждого научного сотрудника есть своя тема, которой он занимается: кто-то специализируется на леопардах, другие – на копытных, тигре или как я – на рекреации.
Евгения Сомова. Источник фото: РИА VladNews (Екатерина Корсакова)
– В работу научных сотрудников входит еще одна задача – отличить диких животных друг от друга, чтобы вести их точный учет. Как это происходит с леопардом – разве их пятна не максимально схожи?
– Рисунок пятен индивидуален у каждой особи. Для того, чтобы точно определить, что это за леопард, и создать ему личный паспорт, нужны фотографии левого и правого боков леопарда. Мы загружаем фото, сделанные фотоловушками, в специальную программу – она автоматически анализирует рисунок пятен и сравнивает его с другими фото леопардов из базы данных. Если сходство найдено, то мы уже разбираемся «вручную» – смотрим и заключаем, новая ли для нас это особь или та, которую мы уже фиксировали.
– И вы с легкостью отличаете рисунок?
– За годы наблюдений можно приноровиться это делать. Я, например, выделяю для себя отличительные пятна (самое крупное или комбинацию пятен) и смотрю, есть ли они на другой фотографии леопарда или нет.
– Самый необычный рисунок на леопарде, который вы встречали?
– На некоторых леопардах можно заметить такие «цепочки» из пятен на шее – выглядит, как ожерелье. Один из интересных рисунков на леопарде – цветочек. Приглядитесь и попробуйте найти его на туловище.
Леопард с цветочком на шерсти (фото из архива отдела науки нацпарка «Земля леопарда»)
О том, зачем сохранять редких животных, как в этом могут помочь особи из зоопарков мира и что могут сделать сами люди
– Есть ли какие-то проблемы, с которыми сейчас сталкивается популяция дальневосточных леопардов?
– Нашей первоначальной целью было увеличить численность леопардов. Когда мы достигли цели, поняли, что теперь у леопарда есть потребности в расширении мест обитания. Сейчас нужно обеспечить леопарду благоприятные условия за пределами нацпарка – создать экологические коридоры для того, чтобы связать юго-западное Приморье с южным Сихотэ-Алинем.
Также нужно отметить, что численность леопардов увеличилась в три раза, но есть нюанс: большинство леопардов в нацпарке –дальние и близкие родственники. Считается, что генетическое разнообразие популяции невысокое, поэтому на будущее рассматриваются варианты скрещивания диких леопардов с зоопарковскими особями. В зоопарках мира есть 114 дальневосточных леопардов, которые могут помочь решить эту проблему, если возникнет необходимость.
– Когда можно будет считать, что популяция спасена и дальневосточный леопард больше не редчайшая крупная кошка в мире?
– Сложный вопрос. Пока по международным критериям популяция дальневосточного леопарда находится на критическом уровне. Считается, что если численность леопардов станет более 150, то его можно будет перевести в категорию «на грани исчезновения»: то есть, угроза популяции останется, но она снизится. На данный момент мы стремимся к увеличению численности и расширению благоприятных мест обитания.
– Зачем вообще сохранять редких животных – чтобы сохранять биоразнообразие? Для чего же нам нужно это биоразнообразие?
– Когда мы поддерживаем биоразнообразие, мы поддерживаем стабильность экосистемы. Предположим, что в Приморье больше нет амурского тигра. Тигр, как более сильный конкурент, сдерживал распространение волков. Теперь волков стало много, ведь псовые размножаются быстрее. И тогда в экосистеме могут появиться проблемы. Если нам удается поддержать стабильность экосистемы, чтобы тигр и леопард дружно жили в дикой природе, то нам удается поддержать существование человека как вершины пищевой цепочки. Чтобы сохранить леопарда, надо сохранить его место обитания – Уссурийскую тайгу. Это также одна из задач нашего нацпарка. А еще можно подойти к этому вопросу эстетически-философски: почему мы не должны сохранять какой-то вид, особенно грациозный и красивый, словно произведение искусства (природы)?
– Что может каждый из нас сделать, чтобы повлиять на сохранение популяции?
– В первую очередь, приезжать к нам в нацпарк: здесь и красиво, и интересно, и можно посмотреть на дом редчайшей крупной кошки. Это уникальная территория – и посетить экомаршруты точно стоит. Также каждый может стать волонтером нацпарка и поддержать деятельность по сохранению животных. Еще одна инициатива – это участие в программе «Хранитель леопарда». Такие хранители «связаны» со своими подопечными: они могут дать им имена, получать их фотографии с фотоловушек и радоваться, что у их пятнистого «крестника» все хорошо.
О личном вкладе в сохранение дальневосточной природы, особенном леопарде Николае и о том, как «Земля леопарда» превращает сотрудников в любителей кошек
– Евгения, вы работаете в нацпарке «Земля леопарда» уже около 10 лет – и один из ваших вкладов в сохранение флоры и фауны Приморья – это организация «правильного» туризма, безопасного для природы, – экотуризма. Расскажите, что это значит?
– Одна из задач нацпарка – развитие туризма. И вот в чем сложность: нам одновременно нужно и природу сохранить, и сделать так, чтобы туристы смогли прийти и увидеть «кошкин дом» своими глазами. Задача непростая, поэтому нужно найти компромисс. Мы нормируем рекреационную нагрузку по типу растительности: одни растения более устойчивы к рекреационной нагрузке, другие наоборот уязвимы. Это важно учитывать при организации туризма и контролировать тур.поток. Именно поэтому мы развиваем в нацпарке экотуризм – экскурсии в дикую природу небольшими группами, без вреда для природы. Наши экомаршруты рассредоточены, чтобы нагрузка не была сконцентрирована на одном участке. Моя задача как научного сотрудника – правильно распределять эту нагрузку и отслеживать ее воздействие на биоту.
– За годы работы у вас появился любимый, особенный леопард? Может, вы следите за конкретным?
Особенный для меня леопард – это леопард Николай, с которым приключилась неприятная история: он попал в браконьерский капкан на границе с Китаем и ему отрубило пальчики. Его заметили пограничники и позвонили нам. Я участвовала в осмотре леопарда, мы очень хотели, чтобы он реабилитировался и вернулся в дикую природу. Но, к сожалению, с такой травмой охотиться ему было сложно. Поэтому мы передали его в Московский зоопарк, где он создал семью с «москвичкой» – у них родились двое котят. И возможно именно внуки и правнуки Николая в будущем станут кандидатами для повышения генетического разнообразия леопардов.
Лапа дальневосточного леопарда Николая (фото из архива отдела науки нацпарка «Земля леопарда»)
– А вообще – вы кошатница?
Изначально я обожала собак – даже выставляла своих питомцев на выставках. Но в «Земле леопарда» со мной что-то произошло и теперь у меня дома живет кошка. И у других сотрудников также. Моя кошка помогает мне в исследованиях: я слежу за ней и сравниваю ее поведение с поведением леопардов – и это чудесное сходство.
– Есть ли у вас как у исследователя и ученого глобальная цель?
– Со времен обучения на кафедре экологии ДВГУ (ныне – ДВФУ) мне было интересно изучать именно связь «человек – природа». Что я могу сделать, чтобы минимизировать негативное воздействие человека на природу? Мне хочется верить, что Homo sapience – действительно человек разумный, способный созидать и создавать гармоничный мир, в котором сохраняется природа и развивается человеческое общество.