«Душа звала во Владивосток»: разговор с актером Ярославом Янковским

Или, куда приводят мечты

972b2f432132bf06b324b30e8ab4e23bacb93e6f.jpeg

На сцене Приморского краевого академического театра имени Горького он дебютировал в роли Армана Дюваля в спектакле «Дама с камелиями» (16+) и сразу же запомнился зрителям: яркий, харизматичный… Знакомьтесь, Ярослав Янковский, актер Приморского краевого академического театра имени Горького.

Прощай, юриспруденция

- Вы ведь не сразу после школы отправились поступать на театральный факультет института искусств?

«Я в детстве не мечтал стать артистом. Была какая-то тяга к творчеству, но мечты конкретной – выступать на сцене как артист или певец, например, не было. Даже больше – чаще всего я был не уверен в своей способности быть человеком творческим, а порой даже отрицал ее. Поэтому я спокойно после школы поступил на юридический факультет ДВГУ, окончил его и даже год проработал по профессии.

Интересно, что вот эта тяга к творчеству, о которой я говорил, оформилась в мечту быть на сцене где-то к середине третьего курса юрфака. Именно тогда мне отчаянно захотелось попробовать себя на сцене, проверить – а может, я и правда могу? Я занимался в СТМ «Абзац» при Молодежном центре ДВГУ, потом – в драматической студии при филологическом факультете, где ставили серьезный драматический материал. В этой студии я занимался два с половиной года…»

- Однако стали работать юристом?

«Да. Но мечта не оставляла меня. И к тому же я был уже взрослым человеком, понимавшим, что менять жизнь не так просто…»

- И тем не менее все же пришли в институт искусств?

«Тому виной стечение обстоятельств, можно сказать. Мой хороший друг, с которым мы вместе ходили в театральную студию, решил проверить себя: сможет он поступить на театральный или нет? И позвал меня за компанию. «Попробуем, - говорит, - на сколько нас хватит, дойдем ли до зачисления. Учиться, понятно, не будем, ну куда, у нас работа есть. Просто проверим». А у меня как раз был отпуск. Взял и пошел. И прошел все этапы, и поступил. Как и мой друг. Но он проучился всего полгода, пытаясь совмещать учебу на театральном факультете с работой по полученной профессии, а потом ушел – у него уже была семья, он отвечал за нее.

А я… Я остался. Учиться на курсе Александра Петровича Славского. И ни разу никогда не пожалел.

Учеба на театральном требует полной отдачи всех сил, всего времени, это полное погружение. И это прекрасно».

- А как отнеслись к такому повороту ваши близкие, ваше окружение?

«У меня очень мудрая мама, хорошие родственники и друзья. Да, они понимали, что я оставляю очень перспективную отрасль, в которой уже делал успехи, что круто меняю жизнь, но… Отнеслись с пониманием. К тому же выяснилось, что кое-кто из родных в юности мечтал о сцене, но не сделал решительного шага…»

Никакого «характера вообще»

- Ваши сокурсники были моложе вас?

«Да. Ровесниками были только Петр Мартыненко и Александра Аубекерова. Остальные были на шесть лет младше. Но я этого разрыва не чувствовал, более того - я ожидал, что стану для сокурсников эдаким старшим мудрым товарищем. Но этого не случилось, потому что ребята все были зрелые, талантливые и опытные по жизни.

Что касается учебы… На мой взгляд, в освоении и профессии артиста, и профессии юриста главное – понимать. Да, я видел талантливых людей – и в юриспруденции, и в актерстве – с подвижной психикой, внешними данными, диапазоном, раскрепощенностью… Но если это не подкреплялось пониманием, куда это направить, как эти силы объединить в нечто единое, результата не было. Просто выпуск пара – иногда красивый, но пустой. За пределами искусства.

Александр Петрович был Мастером. Он дал нам такой багаж знаний, мудрости, опыта, что переоценить невозможно. Именно он четко дал нам понять, как важен для актера мужской стержень характера. Зритель хочет видеть на сцене героя, который чем-то тронет его душу, заставит задуматься, а это невозможно без стержневой основы характера. Иначе не получится определить и мотивацию его поступков. Персонаж получится плоский, ни о чем. Зритель и не запомнит – ну был там кто-то… А двигать сюжет должен каждый персонаж, и неважно, сколько у него текста, большая или маленькая роль. Я всегда, в любой роли стремлюсь искать стержень, сделать персонажа максимально подробным – это то, что Александр Петрович от нас требовал всегда, не допускал, чтобы мы, студенты, играли «характер вообще». Он требовал конкретики, и это очень важно, это очень мне помогло».

- После окончания института искусств вы уехали в театр аж в Новгороде…

«Да, мой первый театр – Новгородский академический, там я проработал три года. Был одним из ведущих артистов. А потом вернулся во Владивосток. Душа звала».

Здесь царит гармония

- И как попали в театр имени Горького?

«Написал Ефиму Семеновичу. И он сказал – приходи».

- Ваша первая роль была в «Даме с камелиями»?

«Да. Я понимал, насколько это большая удача и значимое место в репертуаре. Но сам репетиционный период был очень волнителен. Когда ты приходишь в новый театр, все приходится доказывать заново, проявлять себя и доказывать… Твои заслуги где-то там как бы обнуляются. Мне было нелегко, я осознавал ответственность… К счастью, и режиссер Андрей Викторович Лапиков, прекрасный профессионал, и моя партнерша Александра Аубекерова помогли мне, да и багаж, полученный в Новгороде, пригодился. Я постарался сделать максимально возможное – надеюсь, это получилось».

- Вы быстро вспомнили то, чему вас учили педагоги в институте искусств?

«А я и не забывал. Если говорить о почерке, особой эстетике театра имени Горького, то я стал ее поклонником еще студентом, я рассказывал об этой эстетике в Новгороде… Замечу, что центральные театра вообще другие – намного более консервативные, сдержанные, менее современные, на мой взгляд. Наш театр намного смелее и не боится эксперимента. Здесь царит гармония вкуса, стиля и возможности что-то пробовать, делать ошибки… Так что мне не нужно было вспоминать, я наслаждался погружением в эстетику театра имени Горького».

- Вы ролями не были обижены…

«Да, это правда. Вот было очень интересно работать в постановке «Арсеньев. Расхищению не подлежит» (16+). Это необычная постановка, документального характера. Вообще я не могу сказать, что больше привержен тому или иному жанру в театре, просто органичнее себя ощущаю там, где я лучше понимаю материал, героя, ситуацию… И то, насколько близок мне персонаж. Очень помогает, если ты ощущаешь сродство душ со своим героем. А вот если этого нет, тогда только понимание, полное и всестороннее, того, о чем я хочу сказать зрителю. Не текст, он говорит сам себя. А мы, актеры, текстом действуем, он помогает нам выразить то, что идет до него… И когда это получается, я наслаждаюсь процессом».

Не успокаиваться

- Вы послушный артист?

«Да. Но всегда предлагаю что-то свое. Этот симбиоз очень важен. Артист должен быть соавтором. Он контролирует процесс на сцене. У него есть свое место в спектакле, где он полностью хозяин. Да, на репетиции ты зависишь от режиссера, его указаний, требований, но на спектакле хозяин сцены – актер».

- Как бы вы описали те принципы, на которых держится театр имени Горького, что выделяет его из других?

«Почерк, о котором мы уже говорили. Масштабы! Считаю, что в этом смысле наш театр очень похож на «Ленком» Марка Захарова, не зря же у нашего театра там столько друзей, родство душ у нас.

Карнавальность – в хорошем смысле этого слова, смелость, легкость, молодость! Мы – театр, который молод. Даже наши ветераны сцены – не консервативны, открыты эксперименту, они на одной волне с молодыми. Мы у них учимся, они у нас учатся.

Разнообразие репертуара. Нашему театру подвластен любой жанр. Мы – универсалы, вся труппа поет, танцует, и делает это прекрасно. А главное – мы все работаем вместе, гармонично и нам есть, к чему стремиться. Скажу за себя – я знаю, что никогда нельзя останавливаться и  начинать почивать на лаврах. Потому что мы постоянно совершенствуемся и работаем над собой. Ефим Семенович в этом плане очень мудрую политику ведет».

- Ваша работа уходит с вами из театра домой?

«Да. Все время думаю о том, что получилось, что нет, что я еще могу внести в роль… Мне кажется, что это правильно, что это залог успеха спектакля – когда артист постоянно работает над собой. Да иначе и не бывает».

- Вы дома, вне театра – человек хозяйственный? Полочку можете повесить?

«Конечно. И гвоздь вбить, и лампочку поменять, и многое другое. А как иначе? «

- Есть ли у вас хобби?

«И не одно! Очень люблю смешанные единоборства. Люблю рисовать в 3D-приложениях. Но театр всегда занимает большую часть моего времени».

- Театр имени Горького – он какой?

«Блестящий!»

- Ваши пожелания театру в 90-летний юбилей и себе как актеру этого театра?

«И театру, и себе – быть верным тому, что ты есть, что в тебе любит зритель. Любить то, что за что любят тебя. Стараться искать что-то драгоценное и дорогое, что будет дорого и для зрителя, а значит, и для артиста.

А еще театру – процветания и открытий! Творческих прорывов!»

Другие материалы рубрики "Интервью"
7a4e2efbaf82fa32c0042c9f21080b7a24117611.jpeg

Алина Герман: «Русские женщины всегда впереди планеты всей!»

Стилист Алина Герман рассказала о новом ток-шоу «Женский клуб»

8de4e7a19abb5b5bbdcb2c887d79c788b9d7695f.jpeg

Психолог из Владивостока: «Родителям нужно стать для ребенка авторитетом»

Евгения Олофинская - в интервью РИА VladNews

a37f8e9bdf7596417204dcd9c04a7ffe5a336f5a.jpeg

Руководитель юнармии в Приморье: «Терроризм – болезнь общества нашего века»

Михаил Любецкий рассказал о профилактике