Приморье и КНР будут развивать портовую инфраструктуру и пункты пропуска
Перспективы сотрудничества Приморского края и Китая обсудили в Харбине
Приморская делегация во главе с губернатором Олегом Кожемяко посетила Харбин, где обсуждались вопросы сотрудничества Приморья и Китая. По итогам поездки власти стран договорились о перспективе развития портовой инфраструктуры и пунктов пропуска, об увеличении товарооборота, а также обсудили вопросы безвизовых групповых поездок. Об этом рассказал руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков в интервью РИА VladNews.
– Удались ли в ходе поездки в Харбин договориться с китайской стороной о планах на ближайшую перспективу по развитию портовой инфраструктуры и по развитию автомобильных пунктов пропуска, где российская сторона хотела бы пригласить к участию китайских коллег?
- Развитие транспортной инфраструктуры и транспортной логистики – это наиболее важная работа Приморского края и основная отрасль специализации нашего региона. Сейчас наши работают с возрастающей нагрузкой: в прошлом и в этом году объем грузооборота в портах значительно увеличивается. Увеличивается транзит груза из Китая через приморские порты, так транзит груза через автомобильные пункты пропуска и железнодорожные пункты пропуска, как в направлении европейской части России, так и в направлении юго-востока Китая, и в направлении других стран. Идет интенсивная работа по развитию инфраструктур погранпереходов. Мы тщательно обсуждали работу погранпереходов Пограничный – Суйфэньхэ, Полтавка – Дунин и Краскино – Хуньчунь. На всех направлениях, за исключением Полтавка-Дунин идет интенсивная работа по строительству новых пунктов пропусков. Эту работу ведет министерство транспорта Российской Федерации. Выделено значительные средства, которые доведены до исполнителя этих подрядных организаций. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко вместе с руководителями минтранства России еженедельно и ежемесячно на месте контролируют строительство новых пунктов пропуска. Есть перспектива окончания этих работ в 2024 году. Это означает, что пропускная способность автомобильных погранпереходов увеличится в несколько раз и грузы пойдут, в том числе, и по направлению морского порта. Губернатор в ходе своей поездки неоднократно обсуждал и с китайской стороной, и с грузоотправителями, и с крупными компаниями, и с инвесторами возможность их участие в расширении портовых мощностей и в Хасанском районе, и на других направлениях. Поэтому я могу подтвердить, что это очень важное направление работы. Идет организация морских портов, автомобильных пунктов пропуска, есть планы строительства новых и расширения действующих морских портов. Автомобильная дорога требует ремонта, этот ремонт идет. Мы обсуждаем возможность участия китайских партнеров на условиях государственного частного партнерства.
- Китай и китайская экономика заинтересованы в очень больших проектах на территории Приморья, что мы можем им предложить помимо грандиозных строек?
- Мы можем привлечь китайских партнеров нашей многовековой культурой, традициями образованиями, большими инвестициями, нашим экспортным потенциалом.
- Во время поездки были ли подтверждения от каких-то китайских коллег о том, что они готовы приехать на Восточно-экономический форум в этом году?
- Такие подтверждения были. Китайская власть очень централизована, очень ориентирована на Пекин и, насколько я знаю, сейчас идет обсуждение на каком уровне чиновники примут участие в Восточно-экономическом форуме. Пока единого решения о том, кто примет участие в форе нет. От имени края совместно с Росконгрессом мы пригласили наших партнеров из провинции Хэйлунцзян и Цзилинь, и партнеров из других регионов Китая, а также с других стран принять участие в форуме. У нас нет сомнений, что Китай будет представлен на Восточно-экономическом форуме 2023 года.
– Руководство провинции Цзилинь пригласило Приморье принять участие в выставке Чаньчунь в августе. О какой выставке шла речь?
26 августа в Чаньчуне будет проходить цзилиньская выставка, которая называется ЭКСПО «Северо-Восточная Азия». Как и в прежние годы делегация Приморского края, и институты развития, и руководители органов исполнительской власти, и, конечно же, бизнесмены, как инициаторы инвестиционных проектов, так и экспортеры товаров примут участие в работе этой выставки. Тем более, что у нас сейчас есть большой положительный опыт недавно завершившейся харбинской ярмарки, поэтому, конечно, есть поручения об этом от губернатора.
- Какие прогнозы по товарообороту с Китаем на 2023 год?
- Прогнозы сугубо положительные. Об этом неоднократно высказывался губернатор края Олег Кожемяко в ходе своих выступлений на конгрессах и конференциях, в ходе своих переговоров и в поездках в провинции Хэйлунцзян и Цзилинь. Это статистика публиковалась и цитировалась в ряде СМИ, поэтому мне не трудно назвать эти цифры. Товарооборот и внешний товарооборот Приморского края с Китаем в прошлом году составил почти 7,5 миллиардов долларов. Это значительный рост, едва ли не на 50% в сравнении с предыдущем годом. И статистика первого квартала 2023 года свидетельствует о продолжении этой динамики. Губернатор края поставил задачу достичь цифры в 10 миллиардов долларов. Думаю, что эту задачу получится выполнить.
- В последние годы грузоперевозчики просят ввести электронную очередь на автомобильных пунктах пропуска. Задумывается ли об это правительство?
- Напомню, что с мая 2020 и заканчивая маем 2021 такая электронная очередь была и Олег Кожемяко лично ее организовывал, и лично ею командовал. Это был не легкий труд. Но это были еще обстоятельства ковида. Тогда нормативно-правовая база позволяла это делать полномочиями Приморского края. Затем эти полномочия иссякли и очередь, в том понимании, как и мы ее планировали и в том понимании, как она работала на излете этого периода, себя изжила. Практика реализаций тех правил, которые мы ввели, регулируя электронную очередь, стала расходиться с практикой реальных перевозок. И потом нам удалось все-таки договориться с китайской стороной, чтобы количество проездов машин приблизились к доковидному времени. Но это все дела минувших дней. Организация электронных очередей - это полномочия министерства транспорта Российской Федерации. Мы требует от коллег в этом ведомстве скорейшей организации этой работы, но пока ее нет.
- Были в Харбине какие-то договоренности по возобновлению турпоток, авиасообщению?
- Да, договоренности были. Ранее уже удалось восстановить авиасообщения с Китаем. Авиакомпания «Аврора» осуществляет рейсы и в Харбин, и в Пекин. Сейчас мы обсуждаем возможность открытия новых авиарейсов между Владивостоком и другими китайскими городами силами нашей авиакомпанией «Аврора» и другими авиакомпаниями Китая. Думаю, что это возможно. Это предмет переговоров, это предмет изучения пассажиропотока, это коммерческий вопрос. Наша задача создать условия для того, чтобы пассажиры пользовались услугами авиакомпаниями и тогда авиакомпании начнут работать. Но самые главное здесь условие – это возможность безвизовых групповых поездок. Такая возможность определяется межправсоглашениями между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Там сформированы основными принципы, которые достаточно простые. На региональном уровне, и власти Приморского края, и лично губернатор, и власти правительства Хэйлунцзян и Цзилинь заявляют о своей готовности к своей работе в рамках межправсоглашения. Но обсуждаются детали на уровне Москвы и Пекина. Точной даты никто не называет, однако мы очень рассчитываем, что групповые безвизовые поездки возобновятся в ближайшее время.
Сейчас путешественники пользуются возможностью оформить визу в пункте пропуска на границе, например, в Краскино. Для многих путешественников это удобнее, чем в диппредставительстве.