Эксперт: Приморье стало важнейшей коммуникационной площадкой России в АТР
Регион является главным звеном между Россией и Китаем
Китай уже 13 лет сохраняет за собой статус крупнейшего торгового партнера России. В прошлом году товарооборот между странами превысил 190 миллиардов долларов. Губернатор Приморья держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем. «Курс на Восток», заявленный президентом, требует масштабной работы в регионе, являющегося основным плацдармом российского правительства для коммуникации со странами АТР, сообщает РИА VladNews.
В июне губернатор Приморья Олег Кожемяко побывал на 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Он отметил, что это хороший импульс для восстановления и дальнейшего развития двусторонних связей между двумя странами. Более 100 предпринимателей представили свою продукцию в павильоне Приморья. Так, к продаже были предложены: медвежий жир, косметика на основе морских компонентов и изделий из дерева, подарочные наборы БАДов из экстракта трепанга, чаги и приморские сладости с рыбной продукцией.
По словам главы Приморья, на сегодняшний момент товарооборот с провинцией Хэйлунцзян вырос на 40%, а в целом с Китаем достиг 7,5 миллиардов долларов с перспективой роста к 2024 году до 10 миллиардов долларов. Известно, что значительная доля внешнеторгового оборота Приморья состоит из экономических отношений именно с провинцией Хэйлунцзян – 60%. Также он добавил, что пункты пропуска заработают на полную мощность в 2024 году, что даст возможность на 30% увеличить объемы перевозимых грузов и пассажиров через погранпереходы «Полтавка», «Пограничный», «Турий рог». Будет выгодна обеим сторонам и модернизация портов в Хасанском округе. Также регион готов участвовать в совместной работе над строительством моста Полтавка – Дунин, что также смогло бы повысить объем грузооборота.
Напомним, что ранее властями было принято решение открыть представительство Приморского края в Харбине.
На днях в Китае прошла встреча спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко с председателем КНР Си Цзиньпином. Федеральный центр также настроен на сближение с соседями.
О перспективе дружеских и партнерских отношений двух стран порассуждал проректор Дальневосточного федерального университета, директор Восточного Института Евгений Власов.
«Действительно, в современном мире в текущих геополитических условиях Приморский край стал важнейшей коммуникационной площадкой России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы многое сейчас говорим о курсе на Восток, о развороте России на Восток, но дело в том, что разворот России на Восток во Владивостоке начался более ста лет назад. И политически мы всегда взаимодействовали со странами Азии в экономике, в развитии гуманитарных отношений, в развитии совместных политических контактов. На текущий момент у Владивостока, у Приморского края накоплен колоссальный опыт по взаимодействию со странами Востока. Здесь я в первую очередь говорю о наших торгово-экономических связях, о наших гуманитарных контактах и, безусловно, о высочайшем уровне политического доверия, особенно, мы сейчас наблюдаем это с Китайской Народной Республикой. Приморский край, всегда граничащий с северо-востоком Китая, испытывал на себе и межкультурное и торгово-экономическое влияние региона», - отметил Евгений Власов.
По словам эксперта, очень многие бизнесмены в Китае, которые взаимодействуют с Приморским краем, прекрасно владеют русским языком. В то время как на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморье китайский язык является одним из основных иностранных языков, которым пользуется большинство населения в своих торгово-экономических отношениях.
«Я имею в виду не только такие области, как туризм и торговля, но и разработка программного обеспечения, здесь же логистика, развитие гуманитарных проектов и экономических. Круг интересов нашего взаимодействия очень широк, и сейчас концентрация возможных проектов со всего Китая идет через Дальний Восток. Безусловно, традиционные провинции северо-востока Хэйлуцзянь, Ляонин продолжают развивать с нами исторические добрые партнерские отношения, но огромное количество более южных провинций ищут возможности для выхода на этот рынок, для взаимодействия с Дальним Востоком: приезжают с делегациями, устанавливают контакты, инициируют проекты. Таким образом, Приморский край становится центром всех коммуникаций с Азией», - подытоживает проректор ДВФУ.
Совсем недавно Владивосток был добавлен в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Поподробнее об этом рассказал Руководитель Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке – Посол по особым поручениям Андрей Броварец.
«Мы стоим в начале долгого пути, на всем протяжении которого край будут испытывать на прочность. Угрозами, санкциями или подрывной информационной работой, призванной не только поссорить его жителей с ближайшими соседями, но и посеять раскол внутри общества. Наиболее показательным недавним примером в этой связи является способ подачи в общем-то рядовой новости о том, что Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Практически все прозападные СМИ (и, что более печально, некоторые российские) буквально вывернули тему наизнанку и подали ее будто «слабеющая Россия буквально поступилась суверенитетом и отдала порт Китаю». А теперь давайте «выключим» режим истерики и подумаем логически. Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края – это ничто иное, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хуньчунь – Зарубино). В 2015 году они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа. В 2016 году концепция их развития была утверждена Правительством Российской Федерации. Меморандум о сотрудничестве в данном направлении был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина. До начала пандемии международные транспортные коридоры не только функционировали в повседневном рабочем режиме, но и активно развивались. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хуньчуня в Зарубино – 3,8 тысячи», - делится своим мнением на этот счет Андрей Броварец.
Отметим, Китайская Народная Республика является главным партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ведущим партнером Приморья. Участие приморских бизнесменов в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке повлияла не только на укрепление дружбы между двумя странами, но и на развитие межрегионального сотрудничества.