"У меня с Владивостоком сложилась хорошая традиция..."
Совсем недавно на сцене приморского Театра оперы и балета выступил всемирно известный пианист Денис Мацуев. Свой концерт артист посвятил памяти оперной певицы Елены Образцовой, которая ушла из жизни после продолжительной болезни.
Владивосток, ИА Приморье24. Гениальная дива была не только коллегой, но и другом пианиста. О том, какой была Елена Васильевна, музыкант рассказал корреспонденту ИА Приморье24.
- Денис, что для вас значит смерть Елены Образцовой, вы ведь дружили…
- То что произошло – это просто катастрофа. Потому что ушла из жизни уникальная, гениальная дива, фантастический человек, добродушный, жизнерадостный и настоящий друг. Это очень серьезный удар для всей мировой культуры. Мне довелось с ней дружить и неоднократно выступать на сцене. Что я могу сказать? Уходят великие, последние из могикан и образуется пустота. Нужно ценить гениальных людей, таких какой была Елена Васильевна. Даже язык не поворачивается говорить «была. Мы с ней совершали много неординарных, экстравагантных поступков. Она мне как-то предложила петь джаз в большом зале консерватории… Она всегда шла на риск, обожала анекдоты, обладала фантастическим чувством юмора …
- Эмоции помогают или мешают в исполнении? В данном случае горе от утраты близкого.
- Очень сложно говорить словами. Когда выходишь на сцену, происходят удивительные, магические вещи, непредсказуемые, очень часто приходят импровизационные озарения. Безусловно, это отражается на состоянии твоем. Но понимаете, я не хочу никогда делать из этого траурные вечера памяти. Нужно делать из этого музыку, которая несет свет, которая заряжает эмоциями. Потому что без них невозможно. Без страсти , без любви вообще ничего невозможно. Как говорила сама Елена Васильевна: «Если бы я не влюблялась в своего партнера», - а её партнерами были и Доминго, и Паваротти, и Каррерас, - «не только по роли, но и по-человечески, я бы не входила так в образ». Она ведь была гениальной актрисой. А не только певицей.
- В нашем оперном театре вы выступаете уже третий раз. Меняется ли восприятие театра?
- Я уже третий раз за год. И с каждым разом видно, что театр обживается, театр дышит по-другому. В первый раз, когда я играл было совершенно новое здание, а теперь видно что, творческая начинка очень развивается. И мой друг Валерий Гергиев, которому я очень много говорил об этом театре, был поражен этим потрясающим строением и тоже полюбил тоже этот город. Он впервые здесь был в апреле и возвратился в этот город уже осенью.
- В последнее время вы бываете в наших краях довольно часто. Можно ли говорить о каких-то мастер-классах, которые вы могли бы делать?- Безусловно. Я сам не преподаю. Но в прошлом году мы уже начали эту историю с фондом «Новые имена», который я возглавляю. Благодаря которому я и мои коллеги в своё время оказались в Москве. В прошлом году приезжали профессора московской консерватории, проводили мастер-классы. В этом году не успели организовать, но на будущий год обязательно повторим. Будет не только концерт, но и мастер-классы. Может быть, я представлю публике молодые таланты, которые есть в «Новых именах».
- После Владивостока вы отправитесь на гастроли в США. Вы едете туда как посланник русского мира. В последнее время это понятие неоднозначно воспринимается…
- Знаете, это не касается, слава Богу, культуры и классической музыки. Все залы переполнены, и нужно просто посмотреть на реакцию этих залов и все сразу станет ясно. Потому что классическая музыка в данном случае обладает уникальным миротворческим и даже терапевтическим эффектом. Мой друг Зубин Мета, дирижер израильского филармонического оркестра, по моему приглашению побывал в Иркутске на фестивале «Звезды на Байкале», после этого мы открывали сезон в Тель-Авиве, и каждый день был аншлаг. Была самая разная публика: рядом сидели и евреи, и арабы. На момент концерта размолвки и ссоры, они прекращаются. Я уверен, что музыка лечит и, главное, примиряет.
- Какая музыка сегодня особенно актуальна для нашей страны?
- Нельзя говорить об актуальности музыки. Вот, например, наша музыка является примером фантастического по разнообразию, количеству композиторов разных эпох – поэтому мы счастливые люди. Когда я играл фортепьянный концерт Рахманинова на закрытии олимпиады в Сочи, я был одним из самых счастливых людей. Этот концерт смотрели около 2 миллиардов людей, и все закрытие шло через призму нашей культуры. Это замечательное начинание Константина Эрнста и режиссера Даниэля Финци Паска, который этот концерт ставил.
- Вы просили президента выкупить имение Сергея Рахманинова, как сейчас с этим обстоят дела?- Сейчас ведется юридическое оформление. Это будет место паломничества, погружения в эту атмосферу. Представляете, его внук сохранил обстановку в доме неприкосновенной. А рояль Рахманинова до сих пор звучит просто феноменально. Мне посчастливилось играть и записываться на нём. Это американский «Стейнвей», 29 года – он просто поет, таких сейчас уже не делают.- Сказалась ли непростая экономическая ситуация на вашей деятельности?
- Когда я приезжаю в какой-то город, у меня оказывается много врагов, потому что я не могу провести на концерт много людей. Но я научился у Спивакова – пускаю на сцену студентов и школьников, которые не попали на концерт. На свои концерты я приглашаю всех и всегда. Залы полные.
- Когда теперь вас следует к нам ожидать?
- У нас получается хорошая традиция – встречаться под старый новый год. Обещаю, что через год буду точно.